Железнодорожный музей в Бресте открыт 15 мая 2002 г. Общая площадь составляет 29000 м². Длина трех экспозиционных путей — 1200 м. В экспозиции музея, по состоянию на настоящий момент, находятся 49 образцов натурной железнодорожной техники. Отличительной особенностью музея является то, что большинство экспонатов действующие, что позволяет использовать их в экскурсионных поездках и киносъемках. Также имеется более ста экспонатов технического оснащения железнодорожного транспорта разных периодов истории.
Паровоз Эу №699-45. Построен в 1929 г. на Брянском паровозостроительном заводе.
Паровозы марки Э — практически лучший паровоз дореволюционной постройки и один из самых надёжных паровозов в мире. Он выпускался с 1912 по 1957 гг., причём не только в России и Советском Союзе, но и целом ряде зарубежных стран. По количеству построенных локомотивов (около 11 тысяч) и по общей продолжительности выпуска паровоз Э является абсолютным рекордсменом в истории мирового паровозостроения.
Паровоз Эм №727-24. Построен в 1933 г. на Харьковском паровозостроительном заводе.
Паровоз Эр №743-76. Построен в 1935 г. на Луганском паровозостроительном заводе.
Паровоз Эр №17-750-01. Построен в 1943 г. на Коломенском паровозостроительном заводе.
Сцепные колесные пары, рабочий цилиндр, кулиса, тяги и маятник паровоза Эр.
Тендер паровоза Эр.
Тележка тендера.
Паровоз Эр №770-36. Построен в 1950 г. в Познани (Польша) на заводе им. Сталина.
Паровоз Эр №771-14. Построен в 1950 г. в Брно (Чехия) на заводе им. Готтвальда.
Паровоз ФД20 №1237. Построен в 1936 г. на Луганском паровозостроительном заводе.
Магистральный грузовой паровоз типа 1-5-1, производившийся в 1931-41 гг. ФД обслуживал важнейшие грузовые направления, увеличивая их провозную способность за счёт повышения веса и, особенно, технической скорости движения грузовых поездов. Являлся одним из мощнейших советских серийных паровозов и имел среди них самую высокую силу тяги.
Поддерживающая тележка паровоза.
Паровоз ТЭ №074. Построен в 1942 г. в Германии.
Паровоз тип 52 или BR 52 был разработан в первой половине 1942 г. в качестве «военного» паровоза (нем. Kriegslokomotive). В общей сложности за время войны в качестве трофеев и по репарациям, в распоряжение СССР поступило около 2200 таких паровозов, эксплуатировавшиеся на железных дорогах в 1940-70-х гг. Паровозы получили обозначение ТЭ, что расшифровывается как «Трофейный, идентичный по характеристикам паровозу серии Э». Подавляющее большинство локомотивов подверглось переделке под российскую колею 1524 мм.
Паровоз ТЭ №2596. Построен в 1943 г. в Германии.
Задняя часть топки паровоза.
Паровоз ТЭ №5806. Построен в 1943 г. в Германии.
Тендер паровоза.
Это приспособление, подвешенное на борту тендера, позволяло при сходе с рельс вернуть паровоз на путь.
Сцепные колесные пары паровоза ТЭ.
Тележка тендера паровоза ТЭ.
Паровоз П32 «Победа» (с 1947 г. — Л №0009). Построен в 1946 г. на Коломенском паровозостроительном заводе.
Магистральный грузовой паровоз типа 1-5-0, разработанный в конце Великой Отечественной войны и выпускавшийся в 1945-55 гг. Является одним из лучших и массовых (свыше 4 тыс.) советских паровозов, который мог эксплуатироваться на всей сети железных дорог Советского Союза.
Колесные пары паровоза Л.
Нефтяной тендер паровоза Л.
Паровоз СО 17 №3268. Построен в 1948 г. на Ворошиловградском паровозостроительном заводе.
Магистральный грузовой паровоз типа 1-5-0.
Паровоз Су №250-30. Построен в 1948 г. на паровозостроительном заводе «Красное Сормово».
Пассажирский паровоз типа 1-3-1, выпускавшийся в 1924-51 гг. Был создан на базе лучшего курьерского паровоза Российской империи и стал первым паровозом, разработанным в Советском Союзе. Являлся универсальным пассажирским паровозом, который мог водить с умеренной скоростью различные пассажирские поезда, в том числе и тяжёлые, многовагонные. Самый массовый советский пассажирский паровоз, который эксплуатировался на подавляющем большинстве железных дорог страны вплоть до конца 1960-х. Считается одним из лучших в мире паровозов.
Кулисный механизм паровоза Су. Диаметр колес парвоза Су — 185 см.
В будке машиниста.
Паровоз Л №1259. Построен в 1949 г. на Брянском паровозостроительном заводе.
Паровоз П36 №0050. Построен в 1955 г. на Коломенском паровозостроительном заводе.
Магистральный пассажирский паровоз, выпускавшийся в 1950-56 гг. Мог эксплуатироваться на подавляющем большинстве советских железных дорог, заменив паровозы серии Су и заметно повысив вес пассажирских поездов. Последний выпускавшийся в СССР пассажирский паровоз.
Ведущее и сцепные колесные пары.
Будка машиниста.
Датчики давления.
Паровоз-танк 9П №14362. Построен в 1953 г. на Муромском паровозостроительном заводе им. Дзержинского.
Маневровый танк-паровоз (бестендерный) типа 0-3-0 выпускался в 1935-77 гг. Использовался на маневровых работах, а также на путях многих заводов и рудников.
Тяговая часть паровоза 9П.
В 2006 г. паровоз представал в совершенно другой раскраске.
Паровоз ЛВ №0202. Построен в 1956 г. на Ворошиловградском паровозостроительном заводе. Магистральный грузовой паровоз, производившийся в 1952-56 гг. Один из самых совершенных советских паровозов. Последний паровоз серии (ЛВ-0522) стал для советского паровозостроения последним построенным магистральным паровозом.
Дверца дымовой коробки.
Шуровочная дверца топки паровоза ЛВ.
Набор манометров.
Эпилог паровозной эры: «Труд паровоза велик, путь паровоза славен!»
В следующих частях будут представлены тепловозы, вагоны и специальная техника Брестского железнодорожного музея.