Темнокожая Алиса, черный кролик, модель Наоми Кэмпбелл и рэпер Пи Дидди. В Мультимедиа Арт Музее 6 марта открылась выставка «Календарь Pirelli 2018. Тим Уокер». 45-й по счету, календарь сумел радикально отличиться от предшествующих выпусков. В кадр британского фотографа Тима Уокера попали лишь темнокожие модели. Рассказываем, какая сказка вдохновила Уокера на создание календаря и кто еще из художников обращался к этой же теме.
— Фотографии из свежих календарей Pirelli в Мультимедиа Арт Музее выставляют уже не первый год. На этот раз помимо презентации нового выпуска в Москве впервые пройдет выставка Тима Уокера. Британец начинал как ассистент Ричарда Аведона. И, по собственному признанию, был не лучшим помощником легендарного фотографа. Однажды он даже уронил Аведона, помогая ему подняться с пола, где тот любил сидеть «по-турецки» во время съемок. Позднее Уокер стал работать самостоятельно и снимал для многих глянцевых журналов. Кстати, Тиму Уокеру принадлежит своеобразный рекорд — опубликованная в Vogue фотосессия длиной в 38 полос.
— Тим Уокер не раз признавался, что вдохновляется литературными сюжетами и сказками. И для выпуска календаря Pirelli-2018 он выбрал историю «Алисы в стране чудес». Правда, предложил новое прочтение знаменитой сказки Льюиса Кэролла. Для съемок Уокер пригласил исключительно темнокожих моделей. Причем героями календаря Pirelli, изначально прославившегося снимками сексапильных красавиц, на этот раз стали как девушки, так и мужчины. Еще одним источником вдохновения для Уокера были иллюстрации английского художника Джона Тенниела — первого, кто проиллюстрировал «Алису». Рисунки Тенниел согласовывал с самим Кэрроллом. И эти согласования проходили в бесконечных спорах.
— Съемки календаря Pirelli-2018 проходили в мае 2017 года в Лондоне. Специально для них английский сценограф Шон Хит создал декорации. А костюмы героев «чернокожей» Алисы продумал новый редактор британского Vogue Эдвард Эннинфул — лондонец с ганскими корнями. «Приключения Алисы в Стране чудес» являются отражением мира, в котором мы все живем, препятствий, которые нам приходится преодолевать. Они представляют собой гимн культурной гетерогенности. Сегодня темнокожая Алиса помогает детям любой расы понять ценность культурного разнообразия с самого юного возраста. Она позволяет увидеть, что красота может иметь множество цветовых оттенков. Мы живем в мире культурного неравенства. Такие проекты как этот необыкновенный календарь Pirelli доказывают, что в этом мире, погрязшем в бездне цинизма, еще не все потеряно», — отметил Эннинфул после съемок.
— Всего героями нового выпуска календаря Pirelli стали 18 персонажей. В объектив Уокера попали актеры, музыканты и даже травести-исполнитель и адвокат. Главная роль — Алисы — досталась австралийской модели суданского происхождения Даки Тот. Наоми Кэмпбелл, для которой съемки для календаря стали четвертыми в карьере, перевоплотилась в королевского палача, рэпер Пи Дидди — во второго палача, Вупи Голдберг — в Герцогиню, а Саша Лейн — в Мартовского Зайца.
— Выпуск календаря Pirelli 2018 года стал вторым полностью за всю историю существования календарем, в котором сняты только темнокожие модели. Первый вышел в 1987 году. Его автором тогда стал фотограф Теренс Донован. А среди моделей была 16-летняя Наоми Кэмпбелл, которая только начинала свою карьеру. Также среди героинь выпуска была сомалийская модель Варис Дирие. Девушек Донован снимал почти обнаженными, в чалмах и золотых украшениях.
— «Алиса в стране чудес» вдохновляет фотографов и художников уже не одно десятилетие. Так, в 60-х годах прошлого века «пройти мимо» сказки Льюиса Кэролла не смог сюрреалист Сальвадор Дали. Книга с рисунками художника вышла в 1969 году в нью-йоркском издательстве Press-Random House. К каждой из глав Дали придумал изображение, которое выполнил гуашью. А в XXI веке «Алису» проиллюстрировала японская художница Яёи Кусама. Рисунки она оформила в традиционном для себя стиле. На страницах книги появились грибы, тыквы и изображения, «сложенные» из многочисленных точек.