С приходом интернета все угрозы, которые исходили от средств массовой информации, казалось бы, развеялись. У людей нет страха перед тотальным контролем со стороны государства, нет пассивной созерцательности, за которую так ругали старые медиа, — теперь каждый активно занят производством контента, фотографирует в Instagram, пишет в Twitter, снимает для Youtube или подбирает плейлисты во «Вконтакте». Те, у кого это получается наиболее успешно, даже становятся звездами в обход телевидения и печати. Все чаще место телеведущего в жизни людей занимает видеоблогер, все чаще звучат новые музыкальные жанровые определения, связанные с социальными сетями. Например, наделавший шуму в Америке soundcloud-rap и возникший по аналогии с ним в России термин «ВК-рэп». Начинает казаться, что звезды новых, социальных медиа лучше старых, телевизионных и печатных — демократичнее, смелее и сильнее. Но так ли это?
Поп-культура изначально шла рука об руку с массмедиа. Без появления радиовещательных коропораций в 20-х годах, без появления хит-парадов в 30-х, мы не смогли бы получить такие громкие, масштабные явления как ритм-энд-блюз и рок-н-ролл в конце сороковых, начале 50-х. Газеты и телевидение отвечали на непростой вопрос: что модно в стране или мире, что востребовано. На этот вопрос мы и сейчас ответим с трудом – чтобы говорить за страну или мир нужен переговорщик. То, что лишь признание в массмедиа и есть признание вообще, понимали поп-арт художники 60-х и их окружение. Например, Энди Уорхол, которого интересовал феномен «звездности», и то, как художник может творить не только, собственно, художественные объекты в виде картин и т.д., но и свою известность.
То, что звезда обладает уникальным голосом, навыками выступления или сочинительства, вытекает из самого устройства старых медиа. Журналист в XX веке не имел полной свободы не только потому, что его деятельность могла контролироваться государством или частным владельцем, — она контролировалась прежде всего самим журналистским сообществом. Поэтому выдвижение артиста на звездный статус сопровождалось обоснованием — указанием на те самые уникальные навыки.
В иных случаях звездой становился хороший ньюсмейкер, человек, который был способен дать информационный повод для новостей. Так звездой стал, например, серийный маньяк Чарльз Мэнсон. Он, кстати, музыкант — его альбомы и сейчас можно купить на iTunes. Думаю, они продаются не хуже альбомов многих и многих фолк-исполнителей того времени, но знаменитым он стал, очевидно, не из-за музыки. Тот же Уорхол говорил, что звездой, благодаря телевидению, может стать любой подонок и за звездный статус ему все простится.
Это краткое описание феномена звездности в эпоху телевидения и газет говорит нам об одном простом факте: то, каких знаменитостей порождает общество, вытекает из самого устройства массмедиа. Массмедиа изменились — изменились и знаменитости. У каждой социальной сети свой уникальный язык, свои виды информационных сообщений. И если раньше звездами оказывались хорошие ньюсмейкеры, то сейчас, чтобы стать звездой, нужно порождать не новости, а мемы. Если раньше журналист был ограничен в своих свободах журналистским сообществом, то сейчас владелец паблика не ограничен практически ничем. Так битва за признание начала проходить не только у лучших среди лучших, но и у худших среди худших. Это не хорошо и не плохо. Просто если в следующий раз увидите смешную картинку с подписью «Эщкере» или «На донышке», «Руки базуки» или «Рил ток» — знайте, на ваших глазах рождается новая звезда, и с этим ничего не поделать.
Жми «палец вверх» , если понравилась статья. Подписывайся на канал, если хочешь еще.