Найти тему
Taunton

Русский спаситель Киото.

Жителям обеих столиц не надо рассказывать, кто такие купцы Елисеевы. Их торговая империя была одной из крупнейших в дореволюционной России, о ее размахе до сих пор напоминают роскошные здания Елисеевских магазинов.

Сергей Григорьевич Елисеев был сыном харизматичного главы торгового дома. Мог стать его преемником и миллионером. Вместо этого увлекся Японией. Окончил Токийский университет, став первым в истории европейцем, получившим высшее образование в этой стране. Как выяснилось, не прогадал: профессия япониста кормила его, когда в результате революции Елисеевы лишились всех активов в России. Преподавал в Сорбонне, затем в Гарварде. Любовь к японской культуре сохранил на всю жизнь, и однажды это сыграло свою роль в истории.

Во время Второй мировой войны американцы бомбили практически все японские города, кроме Киото. Дело в том, что президент США Рузвельт ездил туда до войны на отдых и буквально влюбился в город. Хитрые японцы, кстати, не преминули этим воспользоваться и быстро построили в Киото ряд оборонных предприятий, включая крупнейший авиационный завод Мицубиси. К моменту принятия решения об атомной бомбардировке японских городов, однако, Рузвельта уже не было в живых, и Киото был внесен в список городов–целей.

Судьба города была бы решена, если бы не яростное сопротивление Елисеева. Он говорил о его культурном и религиозном значении, о том, как сложно будет выстраивать отношения с японцами после войны, если он будет разрушен. К профессору в Белом Доме прислушивались (он руководил программой по подготовке военных переводчиков с 1941 г.). Храмы и сады древней столицы (которые, кстати, С.Джобс считал прекраснейшим из того, что создало человечество) были спасены. Киото остался единственным городом, сумевшим сохранить довоенную архитектуру, остальные японские города сейчас фактически представляют собой скопления послевоенных бетонных коробок. За это японцы (те, что в курсе) до сих пор благодарны профессору. Кроме жителей Нагасаки, разумеется.