Найти тему
НОВОСТИ ОБО ВСЕ

Бизнес просит крышу: россияне боятся открывать свое дело

Согласно исследованию ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), большинство россиян не хотят открывать собственный бизнес из-за потенциальных рисков. По последним данным, 68% – больше половины – россиян смотрят на предпринимательство с негативной стороны (респонденты либо потеряли желание открывать свой бизнес, либо никогда не хотели). В 1991 году эта цифра составляла 49%. Соответственно, падает и количество желающих открыть свое дело: за 10 лет оно снизилось с 32% до 22%. В 2017 году лишь 7% россиян владели собственным бизнесом (при 2% в 1991). Портрет среднестатистического российского бизнесмена: мужчина среднего возраста с высшим образованием, житель крупного города.


Как показало исследование, люди боятся открывать свой бизнес по трем главным причинам: чрезмерно разросшаяся бюрократия, давление со стороны властей и отсутствие стартового капитала. По словам исполнительного директора Центра политического анализа Вячеслава Данилова, такая тенденция (сокращение экономически активной части населения) заметна даже и без социологических замеров. «Вопрос в том, что в действительности вызывает такое сокращение активности населения в частном секторе? Полагаю, что комплекс причин, среди которых объективная причина – слабый экономический рост в стране – приводит к субъективной реакции на нее населения. Люди не готовы рисковать и переходят к консервативным стратегиям поведения, в том числе накопительству», – пояснил Данилов. Данилов подчеркнул, что перелом негативной тенденции – вопрос макроэкономический. «Получим общий рост экономики – малый и средний бизнес потянется за ним. Проблема в том, что региональные бюджеты пусты, и в предвыборный год переориентированы на исполнение социальных программ. Я думаю, что относительно вменяемые программы поддержки бизнеса могут быть заявлены только после мая – смены части кабинета министров и некоторых приоритетов госполитики. Для региональных же руководителей поддержка местного малого и среднего бизнеса может быть актуальной только в случае крепких позиций руководителя региона, которому не грозит в ближайшие два года прохождение через выборы. Так что политические факторы тоже играют свою роль», – резюмировал эксперт. Доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов пояснил, что прекрасно понимает россиян, которые опасаются открывать свое дело: «Правильно боятся – высокая административная рента на фоне падающих реальных располагаемых доходов граждан делает малый бизнес очень рискованным занятием». По его мнению, необходимо снизить регуляторное и фискальное давление, однако сделать это на практике крайне сложно. Между тем, 90% населения хорошо относятся к представителям малого и среднего бизнеса, сообщает ВЦИОМ. Доверие предпринимателям выражают 22% опрошенных, недоверие – 27%. Не стоит полагать, что во всех регионах ситуация однородна. Так, в некоторых субъектах РФ ведется активная работа по улучшению бизнес-климата.