Все знают, что чай, как и бумага, порох и компас к нам пришли из Китая. Кто-то, возможно, слышал еще и об элитном Тайваньском чае. Но откуда же чай в Таиланде? Все началось в XX веке, события которого неминуемо повлияли на чайную культуру всего Востока.
Во время Гражданской войны в Китае чайная традиция переживала сильнейший упадок — плантации чайных деревьев вырубались для посадки съедобных растений, горели великие «чайные мекки». Однако пожар середины XX века стал не только угрозой для чайной культуры Китая, но и толчком для её появления в совершенно новом регионе — северном Таиланде.
Китайские беженцы в Таиланде
Гражданская война в Китае окончилась победой Мао Цзэдуна - была создана Китайская Народная Республика, большая часть правительственных войск бежала на Тайвань. Но 3-й и 5-й полк 93-й дивизии отказались сложить оружие и продолжили оказывать сопротивление коммунистам на юге провинции Юннань. Силы были неравны, и солдатам, верным старому Китаю, все-таки пришлось бежать сначала на территорию Бирмы, а после - в Северный Таиланд.
На горных склонах провинции Чианграй они основали деревню Дой Мэ Салонг, название которой можно перевести как «Холм мира» или «Ключ к миру». Местное правительство позволило китайцам остаться с условием того, что они не пустят коммунистов в северный Таиланд.
Более десяти лет беженцы отстаивали свое право на новый дом. Им приходилось отбиваться не только от бывших соотечественников, но и от тайской коммунистической партии. Лишь в 1982 году жители Мэ Салонг смогли вернуться к мирной жизни, уже в статусе жителей Таиланда – за боевые подвиги им было выдано гражданство.
Но на этом мрачные страницы истории деревни Дой Мэ Салонг не закончились, ведь она стала частью Золотого Треугольника — крупнейшего на тот момент региона по производству тяжелых наркотиков.
Опиум для народа
Шла вторая половина XX столетия - север Таиланда продолжал оставаться плохо развитым регионом, местное население жило за чертой бедности, не имея доступа к нормальному образованию. Это привело к массовому вовлечению людей в производство наркотиков и проституцию.
Так называемый Золотой треугольник, охватывающий также территорию Мьянмы и Лаоса, десятилетиями оставался крупнейшим наркорегионом земного шара. Север Таиланда стал посевными площадями опиума.
Местные племена традиционно использовали опиум в медицинских и ритуальных целях. Однако при участии криминальных авторитетов со всего мира его производство быстро достигло колоссальных масштабов. Жители Мэ Салонг в те годы занимались производством и сбытом наркотиков.
Черный рынок обеспечил Таиланду огромный приток денег, но едва не уничтожил местную культуру. Все изменилось лишь к концу XX столетия, во многом благодаря императору Таиланда Пхумипону Адульядету.
Великий император
Пхумипон Адульядет с самого начала своего правления много ездил по стране, анализируя положение удаленных регионов. Чтобы решить проблемы провинции Чианграй, необходимо было не только ликвидировать черный рынок наркотиков, но и предложить местному населению что-то взамен. Жителям Северного Таиланда дали возможность заниматься сельским хозяйством, в том числе - производством чая.
В те времена в Таиланде не было своей чайной традиции, местные племена собирали чайные листья с диких деревьев для собственных нужд. Для развития чайного производства были приглашены специалисты из Тайваня — они провели глубокий анализ местного климата и определили наиболее подходящие сорта.
Среди них оказались улуны номер Цзинь Сюнь и Луан Цзы. Позже из Тайваня были завезены известные сорта Дун Дин, Дун Фан Мэй Жень, Сы Цзы Чунь и другие. Каждый из низ отлично прижился в местном высокогорном климате.
Правительство Таиланда всячески поддерживает фермеров, а жители Дой Мэ Салонг, в свою очередь, обращаются к опыту своих предков и родственников из Китая. Таким образом, руками этнических китайцев, при помощи тайваньских технологий и всесторонней поддержке тайского правительства, в Северном Таиланде стали выращивать чай — экологически чистый, и не уступающий по качеству более известным в чайном мире странам.