http://2035.media/2018/02/14/dewitt/
На самом ли деле гаджеты наносят вред детям? В своём выступлении эксперт по детским СМИ Сара Девит рисует будущее, в котором мы будем счастливы видеть, как дети используют гаджеты. Она утверждает, что технологии могут действительно помочь детям учиться, расти и общаться
Более 40% американцев проверяют свои телефоны в течение первых пяти минут после пробуждения. И затем они смотрят на них ещё 50 раз в течение дня
Телефон и другие гаджеты в нашей жизни
Телефон сегодня необходим каждому взрослому человеку. В современном мире почти у каждого человека он находится в кармане. Охватывает паника, когда нужного гаджета не находится рядом.
Но если телефон попадает в руки к ребёнку, которому, предположим, 3 года, то родителей начинает терзать тревога. Почему? Родители малыша опасаются, что это устройство может стать существенной преградой к развитию их ребёнка, как личности. Что телефон каким-то образом затормозит его стремление к движению и обречёт на «сидячий» образ жизни.
Я хочу поспорить с данным мнением. Я рисую себе будущее, где мы будем рады видеть, как дошкольник взаимодействует с гаджетом.
Гаджеты способны дать ребёнку намного больше движения, чем у него было бы изначально. Они могут поведать о ребёнке намного больше, чем даёт стандартный письменный тест: чем ребёнок живёт, как учится, о чём думает. На первый взгляд кажется удивительным тот факт, что гаджеты способны улучшить общение детей и родителей, увеличить его.
Не являясь ярой защитницей телефонов и прочих гаджетов, Сара Девит изучила много детской литературы, и будущее ей виделось в работе с детьми и книгами. Но то, что произошло 20 лет назад, заставило её пересмотреть свою позицию на последующую деятельность.
Интересное исследование
Я помогала проводить исследование о дошкольниках и веб-сайтах. Мне поручили работать с трёхлетней девочкой Марией.
Исследование было интересным. Увлекло то, что Мария, как выяснилось, никогда ранее не видела компьютер. Её приходилось учить элементарному – работе с мышкой. И когда монитор показал картинку, девочка остановила курсор мышки на изображении сказочного персонажа – Совы Х. Но вдруг Мария отскочила от экрана: Сова Х помахала ей крылом. Девочку переполнили эмоции, и она помахала Сове в ответ рукой. Это нельзя назвать пассивным времяпрепровождением за компьютером: это уже впечатления. Именно человеческие переживания. Это совершенно приемлемо для 3-х летнего ребёнка .
Я проработала в PBS Kids более 15 лет, и моя работа заключается в использовании технологий для более гармоничного развития детей.
В гаджеты заложен большой потенциал для детского развития. Но люди не пользуются этой возможностью. Они относимся к ней скептически. А то и вовсе, со страхом. Но этот страх, который направлен на «общение» детей с современными технологиями, не может отличаться новизной.
50 лет назад
Если вспомнить времена, когда СМИ избрали своим пьедесталом телевидение (а было это всего лишь около 50-ти лет тому назад), то тогда уже терзали подобные страхи. Народ боялся, что «коробка в комнате», именуемая телевизором, дурно отразится на детях: она прекратит общение между ними, да и вообще, оградит от внешнего мира.
В то время была на американском телевидении детская передача «Наш сосед мистер Роджерс». Её вёл именно Фред Роджерс. Ему удалось перевернуть представление общества о телевидении в рамках влияния на детей. Из «врага» он сделал «друга». Всё просто:
Вот что он делал: он смотрел с экрана и разговаривал так, как будто лично общался с каждым ребёнком — о чувствах. И затем он делал паузу и давал им самим подумать о своих чувствах.
В то время это произвело революционные изменения во взглядах на влияние телевидения среди детей. Отголоски этого веяния по сей день витают в медиапространстве.
А что сегодня? Страхи родителей
Сегодня дело не ограничивается одним телевизором. Дети окружены различными гаджетами. У меня тоже есть дети. Я понимаю эту обеспокоенность.
У заботливых родителей есть три основных страха. Возможно, в них есть заключен не только вред, но и возможности?
Страх первый: дети проводят много времени без движения. Это входит в привычку.
Братья- зоологи Крис и Мартин Кратт создали передачу о животном мире. Называлась она «Дикие Кратты». Их интересовало: «Можно ли что-то сделать с камерами, которые сейчас есть в каждом устройстве? Могут ли эти камеры запечатлеть игру детей, когда они притворяются животными?» С этим вопросом они и обратились в PBS.
Начали с игры в летучих мышей. Дети с увлечением наблюдали за собой на экранах. У них там были крылья, и они могли летать, как летучие мыши. Но самое удивительное случилось, когда выключили экран. Дети продолжали двигаться в пространстве, и не просто двигаться. Они полностью копировали движения летучих мышей, ловящих комаров, как на экране. Более того, в памяти детей запечатлелась информация о жизни этих животных. Вывод? Цифровые технологии помогают обучению детей в повседневной жизни. И отнюдь не препятствуют их движению.
Страх второй: дети много времени проводят за компьютерными играми. А это отвлекает от обучения, являясь пустой тратой времени.
Разработчики игр знают, что можно многое узнать о навыках игрока, просто посмотрев на внутренние данные игры. Где игрок приостановился? Где сделал несколько ошибок, прежде чем нашёл верный ответ? Моя команда хотела взять этот инструмент и встроить в образовательную программу.
Продюсером канала WGBH в Бостоне была создана серия игр «Любопытный Джордж» с математическим уклоном. 80 дошколят поиграли в эти игры, после чего им исследователи предложили пройти стандартный тест. В результате выяснилось, что игры помогли детям понять и освоить некоторые полезные навыки. Партнёры из Калифорнийского университетасоздали нейронную сетьи загрузили эти данные туда. То есть, они «научили» компьютер использовать данные теста. Зачем? Чтобы заранее предугадать, какие результаты за компьютером принесёт то или иное действие ребёнка. Получилось очень точное прогнозирование его поведения.
Выходит, что игры могут дать преподавателям возможность более качественно планировать индивидуальную работу с каждым ребёнком.
Третий страх. Сара Девит находит его самым сильным: вдруг вся эта цифровая технология отдалит ребёнка от родителей?
Представим: вы даёте ребёнку планшет и занимаетесь своими делами. Вам на телефон приходит сообщение о том, что ваш ребёнок только что придумал к какому-то слову 5 рифм. Вам предлагается сыграть с ним в эту игру:
«Алекс только что сопоставил пять рифмующихся слов. Попросите его сыграть в эту игру с вами. Вы можете придумать рифму на слово «кот»? Или на слово «мяч»?»
Интересно ребёнку, интересно вам.
Проблема, чем занять ребёнка, решена. Причём, обсуждая с ребёнком эти игры, вы сближаетесь.
Как часто родители общаются со своими детьми?
«Прошлым летом Техасский технический университет опубликовал работу, в которой говорится, что мультсериал «Тигрёнок Даниэль и его соседи» помогает развить в детях чувство сострадания».
Но было одно «НО»: для большей эффективности нужно было обсудить с детьми увиденное после просмотра. Сара Девит предлагает задуматься о том, как мало времени иногда родители проводят со своими детьми, общаются с ними, говорят о том, что их дети делали днём или что они смотрели. А главное, какие эмоции у них вызвало то или иное явление. И этим сами отдаляются от них. В этом случае цифровые технологии только способствуют укреплению ниточки «ребёнок – родитель».
И я попробовала этот метод со своим 4-летним сыном. Я сказала: «Ты сегодня утром играл в игру с машинкой?» И Бенджамин оживился и ответил: «Да! Ты видела, я сделал свою машинку из солёного огурца? Было так трудно открыть багажник.
Необходимо общаться со своими детьми, хотя бы по дороге в детский сад или в школу. Ведь дети – непосредственны и порой бывают очень оригинальны в своих рассуждениях. Несомненно, что такая вот «дорога общения» будет способствовать сближению с ребёнком изо дня в день.
Соблюдение баланса
Я здесь не для того, чтобы говорить вам, что все цифровые медиа полезны для детей.
Наряду с несомненной пользой, о которой говорилось выше, медиа гаджеты могут наносить и вред детскому восприятию. И вполне разумно беспокоиться о том, что ребёнок смотрит на своём гаджете. Ведь, помимо детских программ, игр и передач, существуют и взрослые!
Необходимо найти тот баланс, который позволит продуктивно совмещать пребывание ребёнка в мире цифровых технологий и реальной жизни. Экраны – часть нашей жизни. И здесь нельзя давать волю своим страхам. Иначе нельзя научить детей управлять ими, извлекать максимум пользы.
Как быть дальше?
Нужно повысить уровень наших ожиданий от медиа. На регулярной основе общаться с детьми, говорить о том, что они смотрели и что переживали в этот момент. Если видеть в медиа технологиях больше позитива для себя и своих детей, bменно тогда потенциал этих инструментов сможет стать реальностью.