XX век приучил нас к стремительным изменениям в том числе и в сфере транспорта. От омнибусов, которые еще бороздили просторы Лондонских улиц в начале века до... До сегодняшнего дня. Рядом со знаменитым в прошлом овощным рынком Cover Garden находиться музей городского транспорта, куда я и предлагаю заглянуть сегодня.
01. Начинается все с автобусов на конной тяге, так называемых омнибусов. Этот образец, - точная копия омнибуса George Shillibeer, который и положил начало автобусному движению в Лондоне аж в 1829 году!
02. Такая с виду небольшая конструкция, способна перевозить до 22 человек. Здешняя музейная копия тоже по своему знаменита, она была выполнена в честь столетия лондонского автобуса - в 1924 году. Видно, скоро будем праздновать столетие копии...
03. Голь на выдумку хитра, к 1875 году у омнибусов появляется второй этаж! Такая дивная конструкция могла одновременно перевозить до 26 человек. Подобные омнибусы бегали по Лондону до начала XX века. Данный экземпляр в частности был выведен из эксплуатации в 1895 году, и восстановлен (!) в 1920-х.
04. А вот и конца. Считается что трамваи на рельсах, легче тянуть чем омнибусы, поэтому их вместимость может быть больше. Все это позволяло снизить стоимость и сделать общественный транспорт доступнее для рабочего класса.
05. Таким образом, Лондонская Трамвайная компания заказала 300 вагонов в Америке.
06. Этот 284 номер прибыл в Лондон в 1882 году и прослужил в своем качестве до 1910 года. В 1970-х чудом сохранившейся экземпляр (служил курятником), был восстановлен и выставлен в музее.
07. Далее в экспозиции музея представлены несколько экспонатов рассказывающих об этапах становления Лондонского метрополитена, - старейшего в мире. Этот паровоз A class 4-4-0T, построенный в Манчестере специально для лондонского метрополитена в 1866 году. В его конструкции были предусмотрены специальные танки, для ограничения дымовых выбросов в туннелях. Тем не менее, загрязнение воздуха в туннелях и станциях, в период эксплуатации вагонов на паровозной тяги было запредельным аж до 1905 года, - момента вывода их из эксплуатации.
08. Тянул паровоз такие вот знакомые по фильмам железнодорожные вагоны. Впрочем, подобного рода вагоны были изготовлены в период 1898-1900 годов, специально для лондонского метрополитена.
09. Симпатичное купе. Позже все вагоны были переоборудованы для работы на электрифицированных линиях.
10. До 1930 года купе были раздельные мужские и женские. Любопытно, но факт, окончательно из эксплуатации данный тип вагонов был выведен лишь в 1950-х.
11. А это старейший электрический метро локомотив в мире. Он был построен в 1890 году и эксплуатировался в лондонской подземке до 1923 года. До него как мы уже знаем паровозы активно загрязняли ограниченную атмосферу туннелей и станций метро.
12. Тащил он за собой такие славные трубоподобные вагончики. Как известно лондонская подземка так и называется The Tube -труба. Вагон был построен в 1890 году, без окон! Окна были добавлены позже, в процессе модернизации около 1900 года. Как и локомотив, вагоны были выведены из эксплуатации в 1924 году.
13. Электровоз №5 "John Hampden", построенный в 1922 году. Надо сказать что для своего возраста выглядит от весьма солидно!
14. Мощность 1200 лошадиных сил! На момент ввода в эксплуатацию, прямо таки, революционные значения! Электровозы имели собственные имена, - "John Hampden" - известный парламентарий 17-го века.
15. Около 20 электровозов такого типа, тянули почти современные и привычные вагоны (1922 год однако!)
16. Если учесть какие вагоны использовались в лондонской подземке, на момент ввода в эксплуатацию данного типа, - то это просто революция! Впрочем, инсталяция, судя по одежде пассажиров, затрагивает период скорее вывода данного типа вагонов в 1960-х.
17. Красота какая!
18. Некоторые вагоны эксплуатировались и до 70-х.
19. Ну а этот вагон был запущен в 1938 году на Northern Line. На тот момент - это был самый современный и передовой метро поезд в мире! И кстати прослужили они лондонской подземке долгую службу почти в 50 лет.
20. Последний состав был выведен из эксплуатации в 1988 году за 6 недель до юбилея.
21. Далее экспозиция выводит нас к автобусо-трамвайно-троллейбусной секции. Справа - West Ham Corporation tramways electric tram, один шести построенных в 1910 году. Уникальность его в закрытой верхней палубе. Этот вагон экспуатировался до 1938 года.
Слева первый серийный автобус в мире B-Type.
22. Автобус периода Первой Мировой Войны. Эксплуатировались в период с 1911 по 1924 годы, полностью заменили автобусы на конной тяге.
23. В Лондоне эксплуатировались и троллейбусы! С 1939 по 1961 годы.
24. Этот одноэтажный автобус типа LTL использовался в основном на пригородных маршрутах в период с 1931 по 1950 годы.
25. Помимо основных экспонатов, здесь огромное количество информационных стендов, и инфраструктурных объектов.
26. Как думаете, какой из автобусов современнее? Конечно тот, что слева
И разница между ними почти 20 лет!. Итак справа класс RT 1954 года. Это по сути первый послевоенный серийный автобус. Слева - знаменитый red Routemaster (хозяин дорог) 1963 года.
27. Оба образца были самыми массовыми автобусами Лондонских улиц.
29. Routemaster первой серии вводились на замену троллейбусам. Производились с 1954 по 1968 годы.
30. Routemaster - до сегодняшнего дня легко встретить на улицах Лондона, в том числе и на регулярных линиях (правда очень редко), дань традициям.
31. Ну а новейшая история здесь представлена весьма скромно, что ж это понятно, стоит выйти за ворота музея и история перед тобой.
32. Таким видится лондонское будущее юным и не только юным футуристам.
Жаль что московский музей городского транспорта гниет на улице без собственного здания...