Найти тему
Other news

Заморозка активов или как США "кинуло" Назарбаева

История вокруг заморозки почти половины суверенного фонда Казахстана продолжает стремительно развиваться и приобретает черты настоящего триллера.  

Так в начале этой недели Казахстан подал иски в США и Великобритании в отношении молдавских бизнесменов Анатолия и Габриэля Стати по обвинению в фактах мошенничества.

Напомним, что 30 октября 2017 года банк Bank of New York Mellon добровольно согласился заморозить $22,6 млрд Национального Банка Казахстана, находящиеся у него на кастодиальном хранении по иску компаний молдавского бизнесмена Анатоли Стати.

Агентство Reuters писало, что заморожены средства Национального фонда Казахстана. На 30 сентября 2017 года, по данным Нацбанка республики, в фонде находилось ценных бумаг и денег на сумму $60,528 млрд, в том числе валютный портфель составлял $57,064 млрд, остальное номинировано в тенге.

Сберегательный портфель распределен по нескольким странам. По данным Нацбанка Казахстана, 46,1% ($22,8 млрд) приходилась на США. Вероятно, эти активы и были заморожены.

Не успела прогреметь новость о заморозке сберегательного портфеля Национального фонда Казахстана на сумму в 22 млрд долларов, как следом стало известно, что заморожены акции, принадлежащие «Самрук-Казына» в голландском предприятии KMG Kashagan BV на сумму 5,2 млрд долларов.

Под угрозой оказались и активы пенсионного фонда, которые сейчас тоже активно инвестируются за рубежом. Пенсионеры Казахстана попросту могут внезапно лишиться своих денег, подарив их другим государствам.

Все это стало последствием многолетней тяжбы между бизнесменом Стати, его сыном Габриэлем, контролируемыми семьей компаниями и правительством Казахстана, и президентом Нурсултаном Назарбаевым. Бизнесмены заявляют, что инвестировали в нефтегазовую отрасль республики, а после подверглись значительным преследованиям со стороны государства и были вынуждены дешево продавать свои инвестиции. Казахстан отрицает эти утверждения.

Стокгольмский арбитраж еще в 2013 году присудил, что правительство Казахстана должно выплатить Стати $500 млн. Позже в ходе обжалований и встречных исков это решение было сохранено, а к исковой сумме добавлены судебные издержки.

Национальный банк Казахстана ранее подал иск против BNY Mellon, оспаривая замораживание активов. Однако данный иск был отклонен.

Заморозка активов на $22,6 млрд, учитывая, что сумма спора составляет порядка $1 млрд присужденного ущерба с учетом пени, выглядит несколько экстравагантно, так как по логике замороженная сумма активов не должна превышать исковую сумму.

Инвестиционный стратег по юридическим вопросам и общим инвестициям в Лондоне Саймон Куйяно-Эванс заявил, что «это довольно беспрецедентно».

 «Если 40% суверенного фонда заморожены, и у вас нет доступа к нему, это сигнал для политиков», — цитирует его Reuters.

Вряд ли можно предположить, что это решение политически не мотивировано: скорее всего, это тонкая форма давления на главу Казахстана, чтобы США могли получить политические преференции на других направлениях, считает он.

Если учитывать, что это произошло как раз перед визитом Нурсултана Назарбаева в США в январе 2018 года, где ему пришлось просить разрешить этот конфликт, повлиять на нью-йоркский банк, а с точки зрения восточного подхода к переговорам это означает слабую позицию, потерю лица.

Не исключено, что, убедившись в действенности данной стратегии, США будет активнее использовать эти же механизмы в отношении РФ.

Стоит отметить, что в ходе визита в США Назарбаеву удалось повлиять на этот вопрос, неизвестно только какой ценной. Однако, 23 января 2018 года нидерландский суд удовлетворил ходатайство Национального банка Казахстана о снятии ареста с активов Национального фонда в размере $22,6 млрд, находящихся на кастодиальном хранении в Bank of New York Mellon. Судебный процесс по аналогичному иску в Бельгии еще не завершился. И пока вопрос о разморозке средств Казахстана речи не идет.

Казахстан очередной раз стал объектом геополитической манипуляции для США. А ведь кроме экономических рычагов Астана дала в руки Вашингтону еще не один инструмент – это и формат «С5+1», и «Большая Центральная Азия», и натовское «Партнерство ради мира». Всё это в итоге будет играть против самого Казахстана.