Найти тему
Design&Productivity

Лучший интерфейс — никакого интерфейса

Иногда лучший интерфейс — это никакого интерфейса.

Есть популярная в узких кругах ТРИЗ — Теория решения изобретательских задач. Разработал её в середине XX века советский изобретатель Генрих Альтшуллер. Он хотел придумать методологию, которая бы позволила до некоторой степени автоматизировать творчество. Чтобы ловкие технические изобретения получались не в результате счастливого случая или бесконечного перебора, а методически и быстро.

Подружиться с ТРИЗ по-настоящему мне не удалось. Но я уверен, что любому дизайнеру полезно прочитать Альтшуллера и знать некоторые понятия оттуда. Например, ИКР — идеальный конечный результат — такое решение проблемы, которое достигается «само по себе», только за счёт уже имеющихся ресурсов.

То есть согласно ТРИЗ, идеальный интерфейс — это интерфейс, которого не существует, но задача при этом решается. И это, в общем, логично. Человеку нужен результат, а интерфейс — это преграда, через которую приходится пролезать на пути к результату. В Бюро Горбунова этот принцип называют «интерфейс — зло». А дизайнер Гугла с необычным именем Golden Krishna даже написал книжку про это.

А вот несколько примеров таких «несуществующих» интерфейсов:

  • Интерфейс Dropbox — обычная папка на компьютере, которая сама синхронизируется с облаком. (Сейчас так же работают и Яндекс.Диск, и Google Drive, но Dropbox был первым.)
  • В магазине Amazon Go не надо сканировать товары и платить за покупку. Просто берёшь с полок всё, что нравится и уходишь, а деньги потом сами спишутся с карты.
  • В Лондоне отличный интерфейс покупки билета в метро и автобусах — прикладываешь банковскую карточку (или Apple Pay) сразу к турникету и проходишь. Идеальный билет — несуществующий билет.
  • AirPods ставят музыку на паузу, когда вынимаешь наушник из уха. Не надо доставать телефон, не надо ничего нажимать.
  • В адресной строке Яндекс.Браузера можно написать название сайта в неверной раскладке, например, «нфтвучюкг» вместо «yandex.ru» и сразу попасть на сайт, минуя результаты поиска или какие бы то ни было интерфейсы уточнений. А ещё есть программка Punto switcher, которая сама переключает раскладку, если начать набирать текст не в той.

Ещё примеры прислали читатели:

  • Любые сервисы, работающие по подписке, когда тебе не надо явным образом платить за каждое действие, а счёт выставляется раз в месяц автоматически. Например, сейчас можно купить подписку и слушать музыку неограниченно, а раньше надо было за каждый альбом и за каждый трек платить отдельно.
  • Похожий эффект — у сервисов с привязанной банковской картой. Например, плата за поездку в Убере или Яндекс.Такси списывается сама.
  • Face ID — взял телефон в руки, и он сам разблокировался.
  • Автосохранение в Google Docs да и во всех современных редакторах.

* * *

Этот пост был изначально опубликован в Телеграм-канале Design & Productivity.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц