В этом нам помогут проекты швейцарского дуэта фотографов Тайо Онорато и Нико Кребса.
В свете медийной волны борьбы Facebook и других социальных и медиа-платформ с фейками в новостях, Проекция решила осветить вопрос достоверности фотографии. С одной стороны, изображения являются частью инструментария медиа, с помощью которого можно превратить одну правду в другую. С другой стороны, подмена, фейк, fiction (выдумка) являются художественными стратегиями, при умелом и тонком использовании именно с их помощью художники вскрывают двойное дно правды, указывая на тех, кто правду создает и кто потребляет, то есть власть или читателей.
Швейцарский дуэт фотографов Тайо Онорато и Нико Кребс / Taiyo Onorato & Nico Krebs строят свои работы вокруг зрительского доверия изображению.
Как это у них получается и о чём их действия сообщают, рассмотрим в 7 пунктах:
1. Как зритель доверяет изображению
Фотографию часто описывают прозрачным медиумом - подразумевая, что зритель забывает о том, что он смотрит на опосредованную реальность, думая о реальности как таковой. Но фотография, как и живопись, скульптура или рисунок, всегда рефлексирует и то, что изображено, и саму себя. Это подразумевает, что средство одновременно опосредует что-то из внешнего мира и представляет себя, как средство.
Фотография всегда посредник между чистой реальностью и её показом и она не может получиться без физической (рожденной светом) связи с видимым миром и объектами в нём. Следовательно, фотография всегда отображает то, что находится перед камерой, и похожа на то, что мы знаем в реальности. Через это знание, перерастающее в привычку, мы привыкаем узнавать знакомое и доверять изображению. И эти механизмом пользуются художники.
2. Как в фотографии случается неразличимость правды и вымысла
В проекте "Момент правды" Онорато и Кребс создают фотографические ситуации, балансирующие на границе по-настоящему происходящего и сконструированного. От кадра к кадру эту границу мы перестаем различать. Одна из стратегий — соединить разные объекты, как траву в парке и нарисованную на картине зелень и гуляющих людей, производя это соединение в момент снимка в схожих условиях, и даже оставляя запчасти конструкции. Другое наложение странных объектов друг на друга, создающих нечто цельное, происходит через коллаж, но не цифровой, а при работе с отпечатанной фотографией, на которую, в зависимости от изображенного сюжета, накидывается сетка или отпечаток прожигается, оставляя следы на здании из картинки. А абсурдность других изображений, вроде собаки в маске человека, рождается подглядыванием за улицей.
Возможность запутаться между правдой и вымыслом возможна от того, что любой артефакт, странность, дополнение или наложение, действительно, присутствовали в сам момент создания кадра, а не добавлены цифровыми способами. Это заставляет зрителя довериться невозможному.
3. При этом, только фотографии мы и можем доверять
Фотографии Онорато и Кребса строятся как доказательства. Ими они и являются, потому что, как мы уточнили, их особенность — работать прямой съемкой. В серии Великое нереальное / Great Unreal в единственной строчке к проекту авторы пишут, что все кадры сняты на пленку и в работе не используется цифровая или аналоговая манипуляция.
Всему, что мы видим на их фотографиях, мы должны безоговорочно верить — это прямые снимки. А значит так всё и было. Но доказательством чего эти изображения являются? Очевидно, что великого нереального. А код к понимаю того, как произведены визуальные доказательства, проглядывает в самой последовательности изображений в книге, выставке, на сайте авторов и даже в следующих 3-х снимках.
4. На снимке создаются связи, которых нет в жизни
Авторы понимают, что пространство изображенное не равно пространству реальному. Между ближним и дальним объектами находится промежуток воздуха, протяженность или дистанция, которую можно пройти, измерить, осознать. Фотография все пространственные показатели превращает в плоскость двухмерного снимка.
В site-specific проектах, то есть основанных на работе с конкретной локацией, дуэт это сближение только подчеркивает. Причем, делает это работой в самом пространстве, до того как сделать фотографию, то есть выстраивая специальную объемную конструкцию для снимка.
5. На фотографии самое невероятное становится доказательством
Если между объектами, очевидно принадлежащими разным контекстам и средам, нет монтажного шва, то для зрителя на фотографии возникает эффект так и было. И окно самым естественным образом появляется на небе, превращая его в объект, дом.
6. Дополненная реальность
Дополненная реальность уверенно внедряется в нашу повседневность, и мы начинаем называть ею восприятие, в котором с помощью технических средств и сенсорных данных, нечто дополнительное появляется и влияет на результат. И здесь важно отметить, что все дополнения складываются для смотрящего на реальность.
В случае со стратегиями Онорато и Кребса мы наблюдаем продуманное внедрение объектов на этапе подготовке снимка. И эти дополнения, изменяя, должны вписываться в место или ситуацию, которые снимают, но и немного проглядывать как деталь, которая появилась здесь не случайно.
7. Конструкция правды: восстановить, перенести, приставить
Правда — это конструкция, и достоверность её зависит от внимательности одной стороны и изворотливости другой. И если художники, используя стратегии внедрения, переноса, сопоставления и другие, эту конструкцию обнажают и разоблачают, то с тем, что происходит в медиа, кажется, нам зрителям, нужно самим быть внимательнее. И подвергать даже безупречное доказательство сомнению.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.