Вячеслав Самбур – об олимпийских атлетах из России.
Биатлон на Олимпиаде-2018 – захватывающий, остросюжетный, непредсказуемый. Даже обидно, что такое шоу дают в антураже Кубка России и с бездарным показом.
В каждой гонке – неожиданности, и на подиуме тоже. Вот смотрите:
• серебро женского спринта перепало норвежке Марте Ульсбю. За карьеру она лишь трижды становилась третьей на этапах Кубка мира, причем в режиме «подиум за сезон»;
• в мужском спринте второе время показал чех Михал Крчмарж, только раз добиравшийся до призов – и то прошлой зимой.
• наконец, в мужском преследовании серебро выгрыз 20-летний швед Себастьян Самуэльссон, подошедший к Играм без единого заезда в топ-10 за карьеру.
Это главные сенсации, а сколько сюрпризов было поблизости от подиума: швейцарцы, шведы, чехи, словаки… Кому-то повезло чуть меньше, но и они здорово подготовились к главному старту. В каждой гонке на медали претендовали 25-30 человек: на Олимпиаде, тем более в таком специфичном месте, шанс выпадает многим – при условии качественной подводки.
Но качественная подводка – это не про сборную России, которая выглядит, увы, жалко.
Два месяца со старта сезона тренеры врали нам про прицельную подготовку, команда била антирекорды, а растерянный президент Кравцов молчал, отвлекаясь разве что на охоту. Мощная критика и град вопросов в пустоту его давно не беспокоят.
Разумеется, команда пострадала от действий МОК: русский биатлон потерял обоих лидеров (Шипулина и Юрлову), плюс многих игроков основы. Но те, кого позвали на Игры, это тоже основа – либо железные вторые номера, либо претенденты на участие в эстафетах. Они не сели в самолет до Кореи случайно – их, как и недопущенных, целенаправленно «вели», сначала нагружали, а потом разгоняли.
И?
За четыре гонки наши биатлонисты выдавили одно 20-е место (от Акимовой) – все, что нужно знать о мастерстве тренеров сборной. И если у женщин проблемы глобальные – их не решить за год-два просто приглашением крутого специалиста, то парни при неплохом потенциале просто теряют время.
Кто забыл, в 2015-м именно под Олимпиаду в русский биатлон заманили немца Рикко Гросса – четырехкратного олимпийского чемпиона. Заманили деньгами, которые не предложит больше ни одна федерация: зарплата Рикко выше, чем когда-то у статусного Вольфганга Пихлера, тем более с учетом изменившегося курса.
Какой след в русском биатлоне оставил Гросс? Кого довел до топ-уровня? Кого туда вернул? Что выиграл?
Немного статистики – в какой форме люди Гросса подходили к первой гонке ЧМ/Олимпиады:
2016-й, спринт: Гараничев – 6-й, Цветков – 42-й. Бабиков и Шипулин тогда тренировались не с немцем.
2017-й, спринт: Гараничев – 10-й, Цветков – 69-й. Бабиков и Шипулин продолжали слушать других тренеров.
2018-й, спринт: Бабиков – 57-й, Елисеев – 83-й.
Да-да, мы не забыли про победную эстафету на ЧМ-2017 – но в ней из людей Гросса участвовал только Максим Цветков.
Именно форма Бабикова с Елисеевым – главное биатлонное разочарование Игр, особенно на фоне предстартового настроения Рикко: доволен скоростью, мы полностью готовы к Олимпиаде. Антон и Матвей еще неделю назад котировались значительно выше Самуэльссона, вряд ли ниже Крчмаржа… Но оба рассыпались при первых трудностях, как, в общем, и девушки.
Возможно, иногда стоит спрашивать и со спортсменов – на то они и спортсмены, чтобы бороться и терпеть, а не только жаловаться на препятствия от МОК. В конце концов проблемы были у всей заявки OAR, но лыжники, фигуристы, саночники и другие выступают и ведут себя достойнее. А что биатлонисты?
• Антон Бабиков, относительно недавно (декабрь 2016-го) выигрывавший личную гонку, в Пхенчхане иронизирует о болезнях норвежских лыжников и откровенно капризничает: не та обстановка, не тот настрой, не тот комфорт. Результаты закономерно тоже не те.
• Матвей Елисеев, опередивший в олимпийском спринте всего четверых соперников, простодушно ужасается собственной форме. Если бы не смешанная эстафета на второй неделе Игр, Матвея по-хорошему стоило бы отправить в Россию.
• Татьяна Акимова радуется неплохому ходу (на самом деле, он чудовищный) и сокрушается неудачной стрельбе (а тут все по делу).
• Ульяна Кайшева вообще пропадает на топ-уровне. Характерная деталь: в преследовании ее наказали двумя минутами штрафа за не пройденный штрафной круг. Промахов было столько, что сбиться со счета несложно. Несколько недель назад на Кубке мира Ульяна не проверила винтовку, и в гонке у нее открутился диоптр – детская ошибка. Что случится в следующий раз – забудет выйти на старт?
За наш биатлон – исторически сильный, мегапопулярный, обеспеченный (есть же в нем деньги на немецкого тренера-манекена) – горько. В одно время в нем оказалось слишком много некомпетентных персонажей.
Слава Богу, весной эти люди уйдут.