(1986-1987) Культовый комикс Алана Мура и Дэйва Гиббонса, деконструкция супергеройского жанра.
История в 12 выпусках разворачивается на фоне обострения отношений между США и СССР в альтернативной реальности. В мире, описанном Муром, костюмированные герои стали реальностью в начале 40-х, а их место в комиксах заняли пираты. В 70-х герои попадают под запрет из-за своих действий. Вокруг одно из команд, отошедших от дел, и крутится сюжет «Хранителей».
Кто-то раскрыл свою истинную личность и наживается на продаже игрушек имени себя, кто-то ушёл в подполье и продолжает свой крестовый поход под маской, но большинство просто прячет костюмы в шкаф и пытается жить нормальной жизнью. Два первых вопроса, которые задаёт Мур - на что способны люди, если им развязать руки, и чего они стоят, если отобрать у них цель.
Но это - не единственные вопросы, озвученные в комиксе. «Хранители» представляют собой одну сплошную головоломку, самостоятельно раскусить которую смогут лишь самые внимательные. Нет, принципиально новые смыслы они не найдут, но комикс раскроется перед ними как настоящий шедевр.
И Мур, и Гиббонс выложились при создании комикса полностью, «Хранители» полны оригинальных находок как в структуре, так и в изображении. И многие из ходов, предпринятых ими, нельзя повторить нигде, кроме комиксов - как вам полностью зеркальный выпуск, где последний кадр концептуально повторяет первый, предпоследний - второй и так далее, до самой середины? Или вот ещё одна прекрасная находка Мура: как оригинально подать постельную сцену? Включить в телевизоре на фоне выступление спортивного гимнаста и описывать то, что делает он, а не влюблённые.
При этом рисовка в комиксе такая, что внимательно разглядывать страницы хочется даже без этих загадок, ведь Гиббонс проявляет удивительное внимание к деталям. Только задумайтесь - прочитать можно практически все надписи, которые появляются в кадре! Вдумчивому изучению помогает и чёткая структура комикса: девять кадров на странице - правило, в «Хранителях» почти не нарушаемое. В отличие от других комиксов, читателям не надо взглядом носиться по странице и искать правильный порядок.
Но самое удивительное - другое! Вопреки сложности и масштабности «Хранителей», именно они чаще других становятся «входным» комиксом для людей, далёких от этой культуры. Возможно, людей подкупает оригинальный взгляд на супергероев (а о том, что супергерои давно не носят трусы поверх штанов и не сражаются с резиновыми коалами, используя своё лазерное дыхание, они не знают), возможно, подкупает сама величина «Хранителей».
В 2009 году на экраны вышел фильм, который дотошно воспроизводил кадры из комикса, но при этом растерял весомую часть идей и смыслов. Кстати, и в этом случае «Хранители» стали одними из первых. Ведь именно после выхода этого фильма массовый зритель в России повернулся к кинокомиксам лицом и постепенно втянулся в приключения Железного Человека, Кэпа и других костюмированных героев.
Добавлю, что в 2012 году свет увидела серия комиксов-приквелов Before Watchmen. Одни приняли новинку с радостью, высоко оценив работу новых авторов, другие - во главе с самим Аланом Муром - разгромили эти комиксы, заявив, что сама идея «Хранителей» не допускает никаких приквелов, сиквелов и ответвлений.
Автор: Денис Божинский