(1875-1947) Английский мистик, поэт, автор собственного философско-оккультного течения – телемы.
Родился Эдвард Александр Кроули в семье христианских сектантов «Плимутские братья». Это была крайне консервативная и специфическая семья, которая всё же не смогла привить свой взгляд на мир юному Эдварду. После смерти отца Эдвард начал откровенно доводить мать вызывающим поведением: бегал по борделям, курил, сквернословил. Во время очередного скандала мать назвала его «Зверем 666», и прозвище так понравилось Кроули, что он взял его на вооружение.
В 1895 году он поступил в Колледж Святой Троицы при Кембридже, где сначала взялся за экономику, философию и психологию, но вскоре увлёкся английской словесностью. Через год у него появились новые интересы: Кроули решил стать самым могущественным магом. Серьёзная болезнь (возможно, результат слишком близкого общения с куртизанками) привела ученика к мыслям о бренности жизни и чём-то более великом, чем физический мир.
В 1898 году он вступил в герметический орден «Золотая Заря», но не смог ужиться с остальными участниками, через пару лет уже был замечен за изучением восточных медитативных практик и европейской церемониальной магии. Всё меняется в 1904 году, когда Кроули приезжает в Каир. Там ему было мистическое видение, и лично древнеегипетский бог Гор через посланника Айвасса надиктовал ему «Книгу закона», которая легла в основу телемы.
Вопреки образу, который сложился вокруг Алистера Кроули, основные постулаты телемы не были связаны с древними сущностями, магическими силами и заклинаниями. Кроули вёл речь о силе воли, о самоопределении, собственном пути и любви, которая «есть закон». Хотя мистического там тоже хватало – и космологии, и обрядов и магических практик, а сам Кроули, по воспоминаниям некоторых современников, начинает развлекаться жертвоприношениями животных и оргиями.
Есть и другая, столь же правдоподобная версия, что Кроули просто откровенно издевался над всеми эзотериками и оккультистами, входя в тайные общества и разваливая их изнутри, вынося на суд общественности все их «секреты». Не выглядит так уж абсурдно, если учесть, что у Кроули было невероятно специфическое чувство юмора и то, как он доводил свою мать.
Величайшей заслугой Кроули как мистика, тем не менее, стала не телема, а Таро Тота, собственная версия известной магической колоды карт. Но даже её широкая популярность не восстановила авторитет Кроули – в последние годы жизни ему приходилось постоянно переезжать с места на место, скрываться от властей и бывших коллег «по цеху». Умер он в бедноте, позабытый всеми, но стал легендой. К его образу до сих пор возвращаются все, кто развлечения ради или в попытках преодолеть законы физики и логики решает изучить мистические учения.
Автор: Денис Божинский