Продажа плавдока Туапсинского СРЗ за 15 млн.р. и получение страховки в один миллиард, лишь один из эпизодов уничтожения судоремонтной базы на Черноморском побережье России. Иностранные гранты общественным и политическим организациям у всех на слуху. Но основной источник финансирования развала СССР и борьбы с автаркией (самодостаточностью, самообеспеченностью) России, находится внутри страны.
Плавдок № 12 - "гараж" для ремонта военного, торгового и вспомогательного флота. Сам судоремонтный завод во время войны, одно время был штабом и ремонтной базой Военно-морского флота СССР. Ремонтировались даже подводные лодки. Как сказано в донесении туапсинского Военного представительства Минобороны РФ, "корабли Черноморского флота останутся без судоремонтного предприятия на территории России, что ставит под угрозу <…> обороноспособность Черноморского флота, защищающего южные морские рубежи России". В лучшие времена на заводе работало более 1800 человек. И это были высококвалифицированные, высокопрофессиональные кадры. Победители и дети Победителей.
Но пришла рыночная экономика. Дикая приватизация дала зелёный свет олигархам. Появились они и в Туапсе. Судоремонтный завод стал собственностью Туапсинского морского торгового порта. Принадлежащего, в свою очередь, структурам олигарха Владимира Лисина (3 место в рейтинге "Форбс" с 16 млрд.$). У завода "исчезли" контракты, возникла задолженность по зарплате, оплате ЖКХ и обрисовалась перспектива пенсионера 90-х - вперёд ногами в светлое будущее.
Государство всё ещё оставалось собственником, включив завод в Объединённую судостроительную корпорацию (ОСК). Но его доля таяла с каждой продажей пакета акций. В конце концов была продана и "золотая акция". А вместе с ней будущее завода и семей туапсинцев, связанных с производством. Членом Совета директоров государственной ОСК значился олигарх Лисин.
Кстати, надо отдать ему должное. Едва ли не единственный человек в России, игнорирующий распоряжения Игоря Ивановича Сечина.
... Вице-премьер правительства России Игорь Сечин дал официальное поручение: проработать передачу этого плавдока туапсинскому заводу. И собственник дока — ФГУП "Ресурс" — действительно передало его государственному предприятию "Судоэкспорт", якобы для дальнейшей передачи Туапсинскому СРЗ. Но когда надо было пригнать плавдок из Новороссийска в Туапсе, "Судоэкспорт" устроил проверку дока. Причем проверял вместе со своей головной организацией, государственной ОСК. Проверяющие пришли к выводу: для транспортировки док надо ремонтировать, а это экономически нецелесообразно. Фактически государство признало, что вкладывать деньги в спасение стратегически важного завода не намерено. При этом вице-премьер Сечин по совместительству является председателем совета директоров ОСК. Он дал спасительное для завода поручение, но подконтрольная ему же госструктура фактически отказалась его выполнять... (с)
Чтобы окончательно добить завод и сделать на его месте торговую площадку, нужно было продать плавдок. Что и сделало "Росимущество". Покупатель - ООО "Вторсырьё". Цена - 15 376 500 руб. Зарегистрировавшее право собственности 15 марта 2011 года.
В дальнейшем (договор купли-продажи № 12 № V-ARM/05-11 от 06.05.2011) ООО "Вторсырье" перепродаёт плавдок турецкой компании "Armas Consultancy Limited". Которая, в свою очередь, перепродаёт его компании "Maria Narenciye Gida Tekstil Nakiye Insaat Elektrik Malztmtleri Ithalat Sanayi Ve Ticaret Limited Sirketi" за 15 450 000 $! При этом стоимость задекларированного плавдока № 12 согласно таможенной декларации на вывоз – 1 083 000 дол. США.
Плавдок планируют переправить в Турцию на металлолом. Для этого фрахтуется украинский буксир "Малыш" и в конце октября 2011 года производится страхование имущества (полис № 1991011/897199) до 20 миллионов долларов.
01.11.2011 произошел страховой случай, в 17:10 часов по UTC "Плавдок № 12" затонул в координатах: 44 градуса 30.1 минута северной широты и 035 градусов 13.1 минута восточной долготы, на глубине около 1500 м на расстоянии 18,1 миль от берега.
Турки (собственники имущества) жутко расстроены и подают на выплату страховки. Требуя выплаты более 15 миллионов долларов (более 1 млрд. руб. на момент судебного спора). Простенькая схема: купили за 15 млн.рублей, перепродали за 15 млн. долларов, застраховали и утопили. Русские, хенде хох, гоните бабки.
Изначально Краснодарский арбитражный суд согласился с "невосполнимой утратой" для турков и присудил выплату страховки. Но кассация отменила это решение. Отправив дело на новое рассмотрение. В результате которого Краснодарский арбитражный суд опять присудил туркам миллиард от российских компаний. Апелляционный суд отменил это решение и сейчас турки обжалуют отмену в кассации.
Интересна и история компании, купившей плавдок (ООО "Вторсырье", Новороссийск).
Согласно данным ЕГРЮЛ ООО "Вторсырье" было зарегистрировано Инспекцией ФНС по городу Новороссийску Краснодарского края 03.12.2008. В ноябре 2011года ООО "Вторсырье" изменило местонахождение на город Москву. Начиная с 05 сентября 2012 года, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ООО "Вторсырье", в ЕГРЮЛ значится ликвидатор Александров Станислав Николаевич.
С 20 августа 2012 года Александров С.Н. является единственным участником ООО "Вторсырье".
Согласно протоколу опроса Александров С.Н. пояснил, что в ходе совместного распития спиртных напитков, один из знакомых сообщил, что его знакомому по фамилии Ким нужен человек, на которого можно оформить фирму, за вознаграждение. Через несколько дней Александров С.Н. встретился с мужчиной, который представился Игорем Ким. Ким сообщил, что у него не хватает личных документов для оформления фирмы, поэтому предложил оформить фирму на Александрова С.Н. После достигнутой договоренности Александров С.Н. с Кимом приехали в г.Новороссийск, где оформили на его имя ООО "Вторсырье".
Всё просто, как и отчет об оценке от 10.12.2012, выполненный судебным экспертом Воскобойниковой А.С., из которого следует, что стоимость Плавдока № 12 на дату гибели (01.11.2011) составляет 15 223 295 долларов США. Арбитражный суд Краснодарского края забыл предупредить ИП Воскобойникову об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Так, на всякий случай. А её заключение от 2012 года появилось в суде только в 2014. Миллиард и не на такие фокусы способен.
Это одна из небольших схем, как разрушать российскую промышленность за счет российских налогоплательщиков. Помощники в продаже Родины найдутся всегда.
Сам завод продолжают сносить. Осталась пара цехов, административных зданий и заводская столовая. Да памятники В.И. Ленину и Ф.Э. Дзержинского, чьё имя носил завод. Памятники структуры олигарха пытались через суд признать собственностью, но не получилось. Они так и остались в числе памятников культурного наследия, которые нельзя снести и вывезти на свалку.
Но ничего. Нувориши обязательно что-нибудь придумают, страхуя друг друга.