Монастыри в России как центры подготовки спецслужб
Во все века было невероятно сложно подобрать, воспитывать и управлять кадрами специальных служб. Кадрам спецслужб нужно знать языки иностранных государств, их обычаи и традиции, иметь отличную психологическую и физическую подготовку. Разные государства по-своему решали эти вопросы: во времена Чингисхана все караванщики на шелковом пути были разведчиками, негоцианты в средние века также идеально подходили на эту роль, любая гуманитарная помощь осуществляется под патронажем специальных служб, образовательные и иные гранты финансируются из бюджета специальных фондов и т.д.
На Руси такая работа осуществлялась давно и на более глубоком уровне. В основу спецслужб России из глубины веков был заложен главный принцип – любовь к Родине, духовность и самопожертвование. В настоящее время мало исследована роль российских монастырей в деле становления спецслужб. Канал «Такая История» раскроет данную тему одним из первых.
Монастыри на Руси всегда являлись объектами двойного назначения: с одной стороны, это религиозно-духовный и культурно-просветительский центр, с другой, мощный стратегический оборонительный объект.
Например, Соловецкий монастырь в 1571, 1582 и 1611 гг. успешно отражал нападения ливонцев и шведских захватчиков. Посмотрите на оборотную сторону 500-рублевой банкноты: этот монастырь был неприступной крепостью.
Троицко-Сергиевский монастырь с октября 1608 года в течении 16 месяцев выдержал осаду войск Лжедмитрия II. Служители монастыря вместе с ратными людьми ходили в ночные вылазки, принимали начальство над отрядами. 9 ноября 1608 года 200 ратников и 30 монахов под руководством старца Нифонта в ходе ожесточенного боя захватили вражескую батарею на Красной горке и т.д. О самоотверженности иноков монастыря говорит тот факт, что после снятия осады в живых осталось только 6 монахов.
А всем известный бой Пересвета с Челубеем перед Куликовской битвой в сентябре 1380 году? Иноки Александр Пересвет и Ослябя пошли в поход против Мамая по велению Сергия Радонежского. На поединок Пересвет выехал в схиме с крестом вместо кольчуги. Несмотря на голиафское телосложение татарина Челубея, превосходство его в вооружении (например, копье было длиннее), Пересвет не только убил его. Более того: сам он, смертельно раненый, смог доехать до русского войска. Налицо все признаки спецподготовки опытного бойца! До монашества Пересвет был очень опытным воином, и о нем знал князь Дмитрий Донской. Пересвета похоронили в старом Симоновом монастыре в Москве.
Чем хорош монастырь? Проникнуть в монастырь постороннему человеку практически невозможно, чем и обеспечивался тотальный контроль и конспирация при подготовке сотрудников «спецслужб». На Руси существовала традиция, в соответствии с которой опытные возрастные воины принимали постриг и становились «воинством Христовым», чтобы до конца своего века сражаться за Господа.
Монастыри были очагами науки. До появления книгопечатания все книги, в основном иностранные, размножались путем их переписывания иноками. Таким образом, в среде монахов всегда имелось достаточное количество хорошо образованных людей, знающих военное дело, иностранные языки и иные науки.
Не исключено, что в монастырях была и своя специализация подготовки, в зависимости от уровня подготовки настоятеля и постоянного состава иноков. Исторически подтверждено, что по территории Руси из монастыря в монастырь активно перемещались монахи, послушники. Однозначно, что они вели визуальное наблюдение, получали информацию о настроениях в обществе, о политической обстановке в соседних территориях, в дальнем зарубежье, осуществляли поиски и надзор за подозрительными лицами и т.д. Перевод монахов и иноков (наиболее сметливых, активных и молодых) из одного монастыря в другой мог быть мотивирован религиозными соображениям (причинами). Это не вызывало никаких подозрений ни у власть имущих, ни у простого населения, ни у служителей других религиозных направлений и конфессий. Непосвященным было невдомек, что таким образом или «слушатель» приходил к учителю, или учителя посещали места компактного нахождения «слушателей». Таким образом, осуществлялось всеобъемлющее многоуровневое обучение сотрудников «спецслужб» на Руси. Неотъемлемой частью данного обучения являлось и оценка морально-психологической подготовки. Кейс учебных дисциплин и предметов подбирался для каждого индивидуально основанных на уже имеющихся знаниях и навыков обучаемого, в зависимости он его практического предназначения.
Осуществлялось и продвижение своих «людей» в высшие круги государства. Ярким примером тому может служить тот факт, что в первой половине 17 века, стоявшие во главе приказов (министерств) бояр, постепенно и неуклонно начали заменять дьяками. К концу 17 века из руководителей приказов четыре из пяти были дьяками.
Россия сильна своими традициями, и опыт наших предков по подготовке спецслужб и их влиянию на государственную власть не канул в лету.
Читайте и другие наши рассказы об истории спецслужб:
Подвиг чекиста в фашистском плену
Засекреченный подводный спецназ