На одном из самых сложных видов автоспорта выступают одни из самых «сумасшедших» автомобилей, которые вы когда-либо видели. Требования к раллийным гонкам уникальны, если угодно, – такое вы вряд ли встретите на других авто соревнованиях. Водитель здесь никогда не посетует на нехватку условий, которые могут легко закончить его гонку: будь то различные поверхности под шинами, внезапные изменения погоды или недооценка угла или прыжка. Не удивительно, почему такие водители, как Эрик Карлссон, Томми Мякинен, Себастьен Лёб и покойный Колин Макрей, являются одними из лучших гонщиков в ралли – ведь любые условия были им по плечу.
Кто из наших фаворитов среди раллийных авто?
Alpine A110
Привлекательное купе A110 было произведено в сельской местности Северной Франции в 1960-70-х годах, а позже компания Alpine стала подразделением Renault. Несмотря на «сельскую прописку», с мощностью автомобиля пришлось считаться многим «городским», когда тот (А 110) набрал бесчисленное количество наград на французских ралли в течение 1960-х годов. Но его притязания на славу продолжились и в 1970-х годах – тогда «сто десятый» начал конкурировать уже на международной сцене. Факт остается фактом: с Бернаром Дарнишем и Жан-Пьером Николя A110 доминировал в первые годы чемпионата мира по ралли.
Audi Sport Quattro
1980-е года были десятилетием сотовых телефонов размером с кирпичи, усов и белых блейзеров с закатанными рукавами. А еще это было время, когда FIA изменил Чемпионат мира по ралли, позволив автомобилям с AWD и 4WD участвовать в гонках. В это же время FIA представил класс группы B, что привело к появлению одних из самых «убойных» раллийных автомобилей. Среди них – легендарный Ауди Спорт Кватро, который соревновался с 1984 по 1986 года, и за рулем которого сидели великие Стиг Блумквист и Мишель Мутон – первая женщина-пилот, которая выиграла чемпионат мира по классическому ралли. Из-за правил омологации Audi собрали 214 автомобилей Sport Quattro для дороги (и в каждой было по 302 л.с.), а для соревнований они сделал двигатели с 450 л.с.
Ferrari 288 GTO
Да, да, мы уже слышим, как вы говорите: «Погодите-ка! Ferrari 288 GTO никогда не участвовала в ралли!» И действительно – Ferrari 288 GTO никогда этого не делала, однако 288 GTO была итальянским бойцом, полностью предназначенным для соревнований в группе В. Ferrari произвели 272 штук 288 GTO, которая была создана на основе модели 308 GTB, для дорожного использования. Турбонаддув, 2.8-литровый V8, почти 400 л.с., 366 Нм… Однако, как только 288 GTO взяла курс на ралли, FIA распустил группу B из-за череды опасных столкновений и смертельных случаев, просто потому, что автомобили были уж слишком «бешеными». Теперь представьте, что было бы, если бы «ГТО» участвовала в ралли.
Lancia Stratos
Сегодня линейка Lancia в основном перегружена продуктами Chrysler, но три десятилетия назад это было что-то вроде непреодолимого соперника в автоспорте. Разработанный компанией Bertone, Lancia Stratos был представлен в 1971 году как концепт-кар, полностью предназначенный для раллийных гонок. Работал он на форсированной шестицилиндровой версии двигателя семейства Феррари – Dino. «Стратос» был одним из немногих среднемоторных раллийных автомобилей всех времен и народов. К концу своей карьеры в 1981 году «Стратос» был при 18 медалях за чемпионаты мира по ралли.
Mini Cooper
Morris Mini Minor (созданный в 1959 году) был ответом на топливный кризис Суэцкого происхождения 1956 года: он (Mini) был маленьким, дешевым и очень экономным. Звучит как идеальная платформа для гоночного автомобиля, не так ли? Как выясняется, Джон Купер, основатель команды Формулы-1 и раллийных машин из Великобритании, думал также. Излишне говорить, что в победе Mini Cooper и Cooper S в 1961 на гонках в Монте-Карло, вес и маневренность сыграли решающую роль. Поговаривают, что дисквалификация «Купера» в те года, не сказалась отрицательно на имидже компании. Сегодня Mini по-прежнему регулярно участвует в чемпионате мира по ралли и ралли Дакар.
Porsche 953
Когда вы захотите участвовать в ралли Дакар, то единственный способ сделать это – поставить на кон все. Что и сделало Porsche в 1984 году, когда взяло свою модель 911 и «закинуло» туда ручную четырехколесную систему привода, значительно модифицировав подвеску и добавив 300 «лошадей». Результат? Специально построенный гоночный автомобиль, известный как 953, весил 1247 килограммов. Прежде, чем он был заменен годом позже на 959 модель, Porsche 953 выиграл ралли Париж-Дакар 1984 года с финишем 1-2-3.
Saab 96
«Старомодный» – лучшее слово для описания Saab 96 1960 года. Это был бы последний автомобиль, который вы ожидали увидеть на ралли, но, как и Mini Cooper, Saab 96 стал конкурентоспособным, так как был в надежных руках. В частности, благодаря шведскому раллийщику Эрику Карлссону. Эрик превратил автомобили в конкурентоспособные скоростные машины шведов, и, надо отдать должное, это окупилось: Saab 96 имел огромный успех на протяжении 60-х годов и зарекомендовал себя как серьезный агрегат. Конечно, когда у вас есть кто-то, как Карлссон, результат не может быть другим.
Subaru Impreza WRC
Subaru начала соревноваться в чемпионате мира по ралли с Legacy в 1989 году, однако ветер дует все-таки от Impreza. Impreza WRC в паре с покойным Колином Макреем и Ричардом Бёрнсом чаще всего лидировали в чемпионате мира по ралли среди своих соперников из Ford, Citroen, Peugeot и особенно Mitsubishi. На протяжении всего этого времени почти каждая модель Subaru отражала раллийное гоночное наследие, чего нельзя сказать о текущей линейке автопроизводителя. За исключением WRX и STI, конечно.