Найти тему
Ерлан Сакенов

Хватит ли жителям Астаны угля до весны?

Запастись углем впрок жителям столицы не удается по нескольким причинам. Каким именно? Чтобы выяснить это, журналисты «Вечерней Астаны» проехались по нескольким угольным базам, а затем выслушали по этому поводу мнение специалистов угледобывающей отрасли.

В столице сложилась неоднозначная ситуация с углем. Представители акимата утверждают, что поставка твердого топлива налажена и дефицита в городе нет. Однако жители частного сектора всю неделю утверждают обратное. В социальных сетях они наперебой продолжают критиковать поставщиков и реализаторов.

Хватит ли угля до конца зимы? На этот вопрос ответили представители Министерства энергетики РК и угледобывающих компаний, организовав совещание на эту тему.

В городе, как выяснилось, работает девять пунктов реализации твердого топлива. Некоторые из них, наиболее часто критикуемые горожанами, мы посетили накануне совещания.

Огромная база на Жубанова работает с раннего утра до глубокой ночи. Многие грузовые машины подъезжают сюда задолго до открытия, чтобы успеть встать в очередь.

«Сюда я подъехал в 7 утра и уже был тридцатым. Вагоны с углем пришли только к полудню. Позже нам сообщили, что прибыло только три вагона. В течение двух часов его полностью разобрали. Успел загрузить практически остатки. Все потому, что впереди стоящие большегрузные машины забирают сразу по 6-8 тонн, а то и больше. Позже этот же уголь они продают с кузова прямо у ворот базы тем, кому не хватило. Правда, отпускают за 18 500 тенге за тонну», - делится водитель «КамАЗа» Александр.

Работник базы, который стал свидетелем нашего разговора, принялся оправдываться, утверждая, что водители сгущают краски. По его словам, на руки отпускается не больше 3-4 тонн, чтобы устранить перекупщиков. К сожалению, представиться мужчина отказался.

«Почему по 3 тонны? Я, например, загрузил 6 тонн, - делится другой водитель. - У меня заказ, развожу уголь по нескольким адресам. Я каждый день загружаюсь именно здесь, и еще ни разу не было проблем, всегда угля хватало».
«Вот именно, что такие, как ты, свои: лезут без очереди и для них всегда есть уголь! - вторят ему обделенные топливом водители. – «КамАЗы» по очереди заезжают с одних ворот, а для «левых» открывают вторые ворота. Они почему-то подъезжают сюда к 11-12 часам и оказываются в числе первых в очереди. А мы с 7 утра стоим весь день и остаемся ни с чем! И так уже третий день подряд».

Обстановка на базе действительно напряженная. Водители ругаются друг с другом, порой дело близко к драке. Кстати, многие приезжают за углем вместе с пенсионерами, потому как определенным льготным категориям граждан уголь отпускается без очереди. Однако на деле старики вынуждены несколько часов стоять на морозе, ожидая своей очереди.

«Я инвалид второй группы, но меня не пропускают без очереди. Сегодня приехал к 8 утра, простоял до пяти часов вечера, сейчас сказали, что уголь закончился. Придется завтра снова ехать, но не факт, что смогу купить нужное мне количество», - возмущается пенсионер Каматай-ата. - Большегрузные «КамАЗы» подпирают небольшие «ГАЗели», не давая им сдвинуться с места. Те пытаются каким-то образом втиснуться среди огромных машин. У многих сдают нервы. Здесь уже не соблюдают меры предосторожности и тем более Правила дорожного движения. Прямо на моих глазах водитель одного погрузчика перекрыл дорогу другому. Завязалась словесная перепалка. Как бы ни пытались разрешить ситуацию работники угольного двора, навести здесь порядок им мало удается.

Представители Минэнерго провели республиканское совещание, на котором пояснили причины несвоевременной поставки угля для коммунально-бытовых целей. Так, выяснилось, что на поставку топлива повлияли в первую очередь погодные условия. По словам заместителя руководителя Управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития города Каната Сагиндыкова, в связи с сильными холодами спрос на уголь резко вырос, особенно на юге страны, в том числе в Алматинской области. Многие не предвидели подобного и не запаслись заранее углем. Не ожидали такого всплеска спроса и перевозчики, и реализаторы топлива.

«Отгрузки Шубаркульского и Каражыринского разрезов были задержаны. Вагоны простаивали, потому как операционная работа их была приостановлена в Алматинскую область. По другим регионам о подобной ситуации мы не слышали. Остаток угля на конец 2017 года будет достаточный, ритмичность подачи не была нарушена. В этом году под доставку бытового топлива мы отдали дополнительные подвижные составы: 1500 Шубаркульскому разрезу, более 2 800 вагонов - карагандинскому, - отметил председатель правления АО «Грузовые перевозки» КТЖ Оралхан Кулаков.

С ув. Ерлан Сакенов.

Подписывайтесь на мой Telegram-канал - Sakenov тут!

Столичное сообщество "Астана - Что? Где Когда?"

Я в instagram - @yerlansakenov

Астана, 27 января 2018 год.