Небольшое городское ДТП из числа тех, что нередко случаются в городской толчее, на первый взгляд - не очень серьезная неприятность. Треснул бампер, примялся капот, а фары и вовсе выглядят целыми. Увы, этот первый взгляд порой бывает очень обманчив, когда речь идет о новых автомобилях. И хорошо, если виновник аварии не вы или есть КАСКО, - в противном случае на страховые выплаты рассчитывать не приходится.
Тут-то и возникают мысли о восстановлении машины своими руками в обычном гараже. Насколько это возможно и в какую сумму обходится ремонт практически новой Lada XRAY после несильного фронтального удара в бампер внезапно остановившегося впереди автомобиля? Рассказ человека, который за 20 дней ежедневного кропотливого труда вернул XRAY прежние формы. Справедливости ради стоит отметить, что опыт кузовных работ с Lada в подобных условиях у него имеется.
О том, что удар XRAY в ДТП был не очень сильным, косвенно свидетельствуют несработавшие подушки безопасности водителя и переднего пассажира. Тем не менее даже при беглом осмотре понятно, что поврежден передний бампер, треснули практически все элементы решетки радиатора, немного, но все же примялась кромка капота, "поехал" зазор между правым передним крылом и стойкой крыши, а также сместились со своих мест фары головного света.
Картина под капотом тоже далека от идеальной, но радиаторы целые, и это добавляет оптимизма, хотя поперечина кузова над ними (та, к которой крепится замок капота) утратила первоначальную форму. Насколько пострадали остальные кузовные элементы передней части Lada XRAY, станет понятно после снятия переднего бампера.
Несмотря на родство с Sandero Stepway в части платформы Global Access, по удобству демонтажа XRAY все же Lada: 2 пластиковые заглушки, 8 винтов и 13 саморезов - таков обязательный набор крепежных элементов, которые нужно открутить, чтобы освободить XRAY от переднего бампера. Причем 2 самореза требуют отдельного упоминания, так как их наличие обнаружилось в самый последний момент и едва не привело к дополнительным повреждениям бампера. Расположены они в углах переднего бампера и закручиваются в его крепления сверху вниз из колесной арки. По-хорошему для этого нужно снять оба передних колеса и пластиковые подкрылки, что, мягко говоря, не очень технологично и затратно по времени.
Откручивать крепления на ощупь неудобно, травмоопасно, но все же возможно. Что собственно и сделал герой повествования. Далее последовало снятие и осмотр фар головного света. Они, к слову, на ХRAY стоят около 700-750 рублей за штуку. Именно поэтому, когда обе фары были сняты, вздоха облегчения в гараже, увы, не раздалось. Помимо креплений, которые можно подпаять и подклеить, в обеих фарах пострадали корпуса. Причем у правой надежды на восстановление практически не осталось. В итоге в списке обязательных к приобретению деталей к уже вписанным в него переднему бамперу и решеткам добавилась еще и она.
Когда машина избавилась от поврежденного бампера и оптики, остальные результаты мелкого ДТП предстали перед глазами во всей красе.
При кажущейся солидной (около 2,0 мм) толщине металла усилитель бампера деформировался довольно сильно. Центральная его часть считаные миллиметры не дошла до радиатора.
Более того, из-за ее деформации слегка разошлись наружу автомобиля передние лонжероны. Опять же утратила форму кузовная полка под передней частью капота. Последний, как упоминалось выше, тоже был слегка загнут с торца.
Первая мысль, пришедшая в голову, - замена всех поврежденных кузовных элементов на новые. Цена вопроса оказалась, мягко говоря, не самой приятной. Плюс ввиду того, что автомобиль новый, некоторые детали пришлось бы ждать не один день. В итоге решили идти по пути минимизации расходов и экономии времени. В ход пошла стропа для крепления грузов, вваренный в основание ворот гаража крюк, металлическая цепь, пуллер, споттер, обратный молоток, рихтовочные молотки и поддержки.
Только на выравнивание усилителя бампера, полки под капотом и возвращение лонжеронов на исходные позиции ушло почти два дня, еще день был потрачен на восстановление формы капота и устранение волн на крыльях. Но результаты работы оправдали себя: после оценки контрольных размеров по вазовской контрольной карте все детали оказались в правильных местах. Выровнялся и зазор в районе правого крыла и передней стойки крыши.
Альтернативу разбитому бамперу на рынке подержанных деталей в Беларуси найти не удалось, поэтому у официального дилера был приобретен новый бампер и все поврежденные решетки, пластик которых оказался очень хрупким. За красоту пришлось заплатить немало.
Только "скорлупа" переднего бампера XRAY обошлась в 220 руб., фальшрешетка радиатора - 117, декоративные хромовые накладки - 255, энергопоглощающая вставка в бампер - 90, защелки передних крыльев - 77 рублей. Добавьте к этому "бэушную" правую фару за 250 руб. и крепежные пистоны за 11 - в итоге только на детали суммарно ушло 1020 рублей. А ведь фары еще предстояло подклеить, а всю кузовщину покрасить в цвет кузова.
Окрасочные материалы также потребовали денежных вложений в размере 250 рублей. Причем если краска для скрытых элементов кузова подбиралась по карточке, то для внешних панелей, капота, крыльев и бампера для 100-процентного попадания в цвет пришлось через знакомых добывать вазовскую формулу краски.
В итоге спустя 20 дней работы без выходных ХRAY снова в строю. Недавнее аварийное прошлое в нем выдают лишь подклеенные фары. Развал-схождение колес у автомобиля в норме, со светом тоже все в порядке.
Контрольная проверка зазоров по всему кузову показывает, что машина уверенно демонстрирует положенные ей 4 мм по каждой из "контрольных точек". Итоговая цена ремонта своими руками - 1270 руб. и 20 дней от заката до рассвета, без кофе-пауз и перекуров.
С одной стороны, не так уж и много, но если человеко-часы перевести в деньги, сумма могла бы вырасти если не вдвое, то процентов на 40-50, приблизившись к 2000 рублей. Отсюда вывод: бюджетный, по сути, ХRay в кузовном ремонте способен преподносить "сюрпризы" даже при незначительных ДТП. Полагаться на свои навыки или просто покупать КАСКО - личное дело каждого.
Но то, что проделать аналогичный объем кузовных и покрасочных работ может далеко не каждый, - факт. Следовательно, большинству придется обращаться либо на фирменный сервис, где все будет обоснованно дороже, но безо всяких рихтовок и с сохранением гарантии, либо к рукастым кузовщикам, коих в наших широтах хоть и немало, но найти непросто. Примечательно, что в обоих случаях, даже если удар показался вам незначительным, европротокол с его 400 евро, увы, не помощник…
Юрий ЛИХУТА
Фото автора
ABW.BY
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber