Найти тему

«С легким паром!» — как все есть на самом деле

Я уже не первый раз слышу мнение, в основном молодежи, о том, что не понятно, чего хорошего в фильме «Ирония судьбы». Во многом это происходит оттого, что мир изменился с тех пор, и главных героев упрекают теперь чуть ли не в том, что они лузеры (забывая, а скорее просто не зная, что быть успешным (в современном понимании) человеком в то время, значило практически быть таким занудой как Ипполит, и что в системе ценностей того времени оба персонажа занимаются работой, которую любят и которой гордятся).

Еще одно отличие, привычка к другой динамике. Сейчас фильмы очень быстры сюжетно. В «Иронии судьбы» же динамика на самом деле тоже очень напряженная, просто там многое строится на нюансах, которые за прошедшие десятилетия разучились видеть. Например, при первом приходе Ипполита, Надя долго целует его в губы. При втором — уклоняется от поцелуя в губы, подставляя щеку. Ипполиту это не нравится и он берет ее руки в свои, когда идет в комнату, чтобы уверить себя, что все в порядке. Это все укладывается в секунды, и это все — события, которых современные зрители не видят. В фильме вообще очень много мелких деталей.

Но я хотел рассказать о другом. Об основном сюжете. О том, о чем на самом деле фильм. Это вовсе не пустая комедия положений. Это фильм про путешествия между мирами.

Собственно начинается все с того, что есть два человека, каждый из которых живет в своем мире — один а Ленинграде, другой в Москве. Они строят планы, простраивают свою судьбу. Пока вдруг не случается волшебное. В одном мистическом месте и времени миры пересекаются. Вот эта квартира, которая есть и в Москве и в Ленинграде, где стоит одинаковая мебель, и к которым подходят одни и те же ключи, это на самом деле одна и та же квартира в другом мире. Но существует она только в Новогоднюю ночь, в междувременье, в один из периодов, когда двери между мирами открыты. И вот в этом мистическом месте, на перекрестке миров, и происходит все действие.

Обратите внимание, Женя попадает туда после ритуала (а что поход в баню — ритуал, подчеркивается несколько раз в течении фильма. И люди совсем из нашего мира его не понимают. И Ипполит и Галя спрашивают — в чем смысл, у него же ванна есть!) Причем ритуале связанном с водой. Вода — это символическая смерть и переход в другой мир. И главные герой действительно в каком-то смысле умирает, становится полностью бессознательным. И постепенно возрождается уже в другой реальности.

В итоге оба главных персонажей, оказавшись в мистической квартире между мирами видят, что, хотя это по прежнему привычная и знакомая квартира, что-то в ней не так. Для Жени это передвинутая мебель, отсутствующая люстра и ширма, для Нади, незнакомый мужчина в ее доме. И тут оказывается, что в новом мире и они сами другие. Исходно оба из них — люди другого мира, и оказавшись в своей, настоящей, реальности они преображаются. Женя становится смелым и дерзким, Надя тоже освобождается от привычных моделей поведения (вспомните сцену с сапогами).

То, что квартира место междумирное, хорошо показали в продолжение фильма.

В продолжении практически весь сюжет происходит в нашем обычном мире. И в иной мир герой попадает только в конце. И то, что это не две квартиры, а одна между мирами, проявляется очень хорошим диалогом:

— Это сейчас я у тебя или ты у меня?
— А какая разница?

Вернемся к основному фильму.

Это перекресток миров, и естественно через него постоянно кто-то проходит. Поэтому там и стоит такая суета. Никакое привычное и очевидное действие не удается закончить — что-то обязательно вторгается извне. И это естественно — это мир не для очевидных действий.

Если Женя попадает в иной мир в тот момент, как оказывается в Ленинграде, то Надя идет туда довольно долго. Из своей собственной квартиры попасть в квартиру между мирами не так просто :) Начинается ее путешествие в полночь, в Новый Год. Но чтобы придти уже в другой мир, ей необходимо покинуть дом, совершить путешествие и опять туда вернутся. Когда она идет домой, она как раз пересекает границу между мирами. Она идет через мосты и даже по льду Невы, и в это время гаснут фонари. Знак границы миров и по времени и по пространству.

Очень интересна линия Ипполита. Изначально он совершенно чужд всему иномирному. Кажется, он в принципе не способен понять все, что выходит за рамки нормального. Но он тоже переживает символическую смерть. Точнее полусмерть. Когда его автомобиль выносит на лед Невы и засыпает снегом. (Река — понимаете архетип, да?). И с этого момента начинается его перерождение. Он полумертв, и потому он приобретает уникальные свойства (усилившиеся еще и состоянием опьянения). С этих пор стоит ему придти в квартиру, как он уводит с собой одного из персонажей. Сначала Лукашина. Во второй раз сразу за ним уходит Надя. Когда он приходит в квартиру в последний раз, он видит ВСЮ реальность. Он видит, что иной мир правильный и красивый. Но, он видит и тот обычный мир, о котором главные герои уже забыли. Именно он говорит: «мы перестали лазить в окна к любимым женщинам». Он, в некотором роде, становится шаманом, для которого доступны обе реальности. И он может перемещаться между ними. Что он и делает, когда идет в ванную (после того, как Женя посылает его в баню — мы помним, баня — ритуал, дающий доступ в иной мир, а душ — антипод бани, оказывается дверью обратно). Ипполит становится проводником между мирами и выводит нашу пару обратно в обычную реальность. После его ухода двери между мирами закрываются, междувременье заканчивается, и дальнейшая судьба героев — это судьба в нашем мире. Но они уже изменились и могут действовать так, как до того действовать не могли.

Вот собственно, о чем идет речь. Я знаю, многие воспримут мной написанное как шутку. Они скажут, что Рязанов ни о чем таком не думал, когда снимал фильм. На что я отвечу, что архетипы работают даже тогда (и особенно тогда) когда их не осознают. Конечно, создатели фильма не раскладывали все это по полочкам, как разложил сейчас я. Они просто чувствовали, что должно происходить, и это ощущение провело их по тропе сюжета со всеми нюансами и подробностями.

И самое главное. О чем фильм. Фильм о том, что нам могут наши планы казаться надежными и правильными, но стоит им соприкоснуться (даже не столкнутся, все го лишь соприкоснутся) с чем-то настоящим из незримой реальности, как они рассыпятся карточным домиком, а настоящее обретет силу и воплотится в привычной реальности.