Британский историк еды Пен Воглер (Pen Vogler) изучила описания еды и напитков в произведениях Чарльза Диккенса, здраво рассудив, что такие описания, помимо решения чисто сюжетных задач, могут характеризовать героев произведений. Пен Воглер предположила, что внимание Диккенса к тому, что едят и что пьют персонажи, могло быть усугублено сложным периодом в детстве автора, когда он недоедал и вынужден был работать по настоянию матери.
Ну так вот. Оказалось, что многие положительные герои Диккенса пьют чай и обладают сдержанным и мягким характером, а многие отрицательные герои, причем яркие и запоминающиеся, пьют кофе и снедаемы энергичными и болезненными страстями.
Не будем забывать при этом, что чайное спокойствие гораздо лучше вписывалось в викторианскую эстетику, нежели кофейная энергичность. И Диккенс, раздавая своим героям пристрастия к напиткам, не столько рефлексировал, сколько создавал привлекательную для читателей литературную реальность. Примерно из этих же соображений Лев Толстой погубил Каренину с использованием поезда.
Заметим, также, что существуют художественные произведения с полностью противоположным раскладом по напиткам. Вот у Джармуша, например, в «Кофе и сигаретах» почти все герои так или иначе симпатичны и пьют кофе. И только один неприятный выпендрежник пьет чай. Да еще и травяной, кажется.
Гадость какая.