Найти тему
новости мира

Как в Советском Союзе травили писателей и поэтов

 9 февраляИсточник egИх сын умер 27 лет назад. В один день в дверь постучал этот парень…96-летняя бабушка решила продать свой необычный домКак в Советском Союзе травили писателей и поэтовПреследование творческой интеллигенции достигло огромных масштабов при Сталине – но с его смертью оно не закончилось
9 февраляИсточник egИх сын умер 27 лет назад. В один день в дверь постучал этот парень…96-летняя бабушка решила продать свой необычный домКак в Советском Союзе травили писателей и поэтовПреследование творческой интеллигенции достигло огромных масштабов при Сталине – но с его смертью оно не закончилось

В 1966 году 10 февраля начался суд над писателями Андреем Синявским и Юлием Даниэлем. Их обвиняли по 70-й статье УК РСФСР «антисоветская агитация и пропаганда». Тем самым пришедший к власти Леонид Брежнев дал всем понять, что больше с нелояльной интеллигенцией нянчиться не будут. Но впервые люди набрались смелости и заявили о своем протесте, более того, они вышли на митинг. Этот процесс можно назвать отправной точкой советского диссидентства. EG.RU вспомнил самые громкие суды над писателями и поэтами и преследования, которым они подвергались в СССР.

До «оттепели»

-2

Гонения на поэтов и писателей начались еще при Сталине. Среди тех, кто подвергался им, – классики отечественной литературы, каковыми они считаются сегодня. Поэт и переводчик Николай Заболоцкий в 1938 году был осужден на пять лет. Однако после лагерей был еще отправлен в ссылку на дальневосточные стройки. В Москву Николай Алексеевич смог вернутся только в 1946 году, тогда же и восстановился в Союзе писателей. Заболоцкого реабилитировали через пять лет после его смерти в 1963 году.

Первый раз Осипа Мандельштама арестовали в 1934-м и вместе с женой отправили в ссылку под Пермь. По тем временам это было довольно мягкое наказания за сочинение и чтение антисталинской эпиграммы «Мы живём, под собою не чуя страны». Благодаря заступничеству людей, облеченных властью, супругам смягчили наказание и разрешили переехать в Воронеж.

В мае 37-го Осип и Надежда Мандельштам уже были в столице. Но свободой поэт наслаждался недолго. В 1938-м его арестовали во второй раз и отправили по этапу на Дальний Восток. 27 декабря 1938 года один из величайших поэтов XX века умер от тифа в пересыльной тюрьме. Могилу Осипа Эмильевича до сих пор не нашли.

Даниил Хармс умер во время блокады Ленинграда в психбольнице при «Крестах» 2 февраля 1942 года. Впервые в тюрьму поэт попал в 31-м, когда арестовали сразу троих – Хармса, Игоря Бахтерева и Александра Введенского. Им предъявили, что они состояли в «антисоветской группе писателей» и отправили на три года в лагеря.

В 1941 году Хармса арестовали за «клеветнические и пораженческие настроения». Чтобы избежать расстрела, поэт пытался изобразить из себя сумасшедшего, в результате чего был приговорен к содержанию в психиатрической больнице. Там он прожил меньше года.

Варлама Шаламова как «социально вредного элемента» приговорили к 3 годам лагерей в 1929 году. В 37-м вновь был осужден, только теперь за «контрреволюционную троцкистскую деятельность» он получил пять лет. В 1943-м, за то, что Шаламов назвал Бунина русским классиком, писатель был отправлен в лагеря на десять лет. Официально за «антисоветскую деятельность». Через три года после смерти Сталина был реабилитирован и вернулся в Москву. Его главным трудом стали «Колымские рассказы», повествующие о всех ужасах сталинских лагерей.

Еще один нобелевский лауреат по литературе Александр Солженицын закончил войну 2 февраля 1945 года в звании капитана. Победу фронтовик встречал в Лубянской тюрьме. Он был лишен воинского звания и приговорен к 8 годам лагерей, в Новом Иерусалиме под Москвой. А в феврале 53-го писатель оказался на «вечном ссыльнопоселении» в Казахстане, в небольшом селе, где работал учителем математики и физики.

Через три года Солженицына освободили, в 57-м – реабилитировали. С этого момента он поселился в Рязани, где также преподавал. Однако Александр Исаевич умудрился не угодить и новой власти. В 1974 году за «Архипелаг Гулаг» писатель был лишен советского гражданства, обвинен в измене Родине и выслан из страны.

Это далеко не полный список писателей и поэтов, ставших жертвами сталинских репрессий. Литература тогда навсегда лишилась Бориса ПильнякаБориса КорниловаИсаака Бабеля и других талантливых авторов.

Процесс Синявского и Даниэля

Андрея Синявского и Юлия Даниэля КГБ арестовал еще в начале сентября 1965 года. Синявский считался одним из ведущих критиков журнала «Новый мир», преподавал в Школе-студии МХАТ и работал в Институте мировой литературы имени Горького. Даниэль переводил произведения писателей из республик СССР и писал сам.

Они познакомились в 53-м. Часто встречались, читали друг другу свои повести и рассказы, конечно же, обсуждали сталинские репрессии. После ареста их обвинили в антисоветчине. Почти год длилось следствие. В это время было написано знаменитое «письмо 63-х», в котором в защиту друзей свои подписи поставили такие известные люди, как Ахмадулина, Тарковский, Окуджава, Нагибин и многие другие – всего 63 человека. В «Таймс» опубликовали обращение к советскому правительству, в котором писатели Франции, США, Германии, Италии и Англии просили освободить Даниэля и Синявского. Более того, в Москве был организован «митинг гласности».

В начале декабря 1965 года на Пушкинской площади собрались около 200 человек. И хотя их разогнали через несколько минут, а организаторов арестовали, это было громкое заявление о несогласии с властью. Митинг стал первой чисто политической демонстрацией в Советском Союзе.

Долгое время КГБ не мог установить, кто именно скрывался за псевдонимами Абрам Терц и Николай Аржак, чьи же книги издавались на Западе и обличали сталинский режим. Говорят, что писателей выдал друг и одноклассник Синявского. Этот агент как-то в милой беседе подал Даниэлю идею, которую он воплотил в повести «Говорит Москва». И когда по радио «Свобода» читали произведение таинственного Николая Аржака, доносчик сразу же узнал сюжет и вычислил автора.

После этого Синявского и Даниэля арестовали. Несмотря на возмущение общественности, как советской, так и зарубежной, писателям дали жесткое наказание: Синявского приговорили к 7 годам строго режима, Даниэля к 5 годам лагерей. Синявский вышел на свободу досрочно в июне 1971-го. А через два года уехал преподавать в Сорбонну. Андрей Донатович умер в 71 год в Париже.

Даниэль освободился в 70-м году и долгое время жил в ссылке, в Калуге, после возращения в Москву начал публиковаться под псевдонимом Юрий Петров. Юлий Маркович Даниэль умер в возрасте 63 лет в Москве.

Борис Пастернак

В 1957 году в Италии, Голландии и Великобритании был опубликован роман «Доктор Живаго» Бориса Пастернака. В СССР это произведение было воспринято негативно, подверглось жесткой критике и запрету. В этом же году писателя в третий раз выдвинули на Нобелевскую премию, а осенью 58-го Пастернак стал вторым после Ивана Бунина русским автором, получившим высокую награду. С этого момента в СССР началась травля Бориса Леонидовича. Роман на Президиуме ЦК КПСС признали клеветническим, а решение Нобелевского комитета - попыткой втянуть страну в очередную холодную войну.

В газетах посыпались как горох изобличающие статьи. По всей стране прокатились собрания трудящихся, осуждающие автора. На писательских заседаниях всех уровней требовали выслать Бориса Леонидовича из страны. На предприятиях, заводах, госучреждениях прошли митинги возмущенных граждан, которые обвиняли автора в предательстве и «моральном падении».

На четвертый день после вручения премии Пастернака исключили из Союза писателей СССР. В результате такого давления Борис Леонидович отправил в Швецию телеграмму, в которой отказывался от премии. И тогда КГБ предложил автору сделку: он публично через «Правду» пишет покаянное обращение, и тогда его оставляют в стране и разрешают работать переводчиком. Писатель согласился. Эта травля серьезно сказалась на здоровье Бориса Леонидовича. И 30 мая 1960 года он умер.

Иосиф Бродский

В детстве Иосиф мечтал поступить в мореходку, но его не приняли из-за еврейской национальности. В пятнадцать лет, бросив школу, он устроился на завод фрезеровщиком, потом сменил еще несколько профессий. А в 22 года занялся переводами и продолжил писать стихи. И хотя они нигде не публиковались, листочки с переписанными от руки стихами переходили от читателя к читателю.

Такая популярность не могла быть не замеченной властями. И вскоре вышла разгромная статья о Бродском, которого назвали «окололитературным трутнем». Потом было еще несколько статей и опубликованных писем от возмущенных граждан, с просьбой наказать лентяя Бродского. И в феврале 64-го Иосифа арестовали, обвинив в тунеядстве.

В это же время поэт поругался и расстался со своей возлюбленной, художником Марианной Басмановой, которая в 1967-м родит ему сына Андрея. Критика, арест и разрыв с любимой женщиной довели его до сердечного приступа, случившегося прямо в камере. После чего драматурга отправили на судебно-психиатрическую экспертизу, где с ним провели страшную экзекуцию под названием «укрутка». Для этого пациента будили глубокой ночью, сонного загоняли в ледяную ванну, а затем голого заворачивали в мокрую простыню и клали на пол рядом с батареей. Ткань быстро высыхала, сдавливая и врезаясь в тело, чем причиняла сильнейшую боль.

Экспертиза признала Бродского вменяемым, и состоялось очередное заседание суда. Но советская интеллигенция неожиданно повела себя иначе, чем во время издевательства над Пастернаком. Шостакович, Маршак, Ахматова, Твардовский и многие другие открыто встали на сторону молодого поэта и поддержали его.

Но, несмотря на это, Иосиф Александрович был приговорен к самому большому сроку, который был возможен по статье «тунеядство» - пять лет принудительного труда. Поэт вместе с уголовниками был этапирован в небольшой поселок под Архангельском. Из ссылки он вернулся в 25 лет, продолжал писать, издаваясь в «самиздате» и находясь под неусыпным контролем КГБ.

Через 7 лет сотрудники Комитета поставили поэта перед выбором: уехать из СССР или вновь отправиться в тюрьму. И 4 июня 1972 года Бродский вылетел в Вену. Никто тогда и предположить не мог, что Иосиф Бродский в 1987 году получит Нобелевскую премию по литературе, а после перестройки ему будет присвоено звание почетного гражданина Санкт-Петербурга.

Но ему это уже все не было нужно. Бродскому не разрешили воссоединиться с родителями, а поскольку его отец и мать чуть-чуть не дожили до перестройки, ему не позволили приехать и похоронить их.

Иосиф Александрович умер в Нью-Йорке в 55 лет.