Посмотрев на заглавное фото в этом посте, вы можете справедливо возмутиться: «Автор, ты хочешь нам показать безбарьерную транспортную среду, а на фото - какой-то древний высокопольный трамвай!», и будете правы. Однако, при рассказе о венском транспорте без этого красно-белого вагона никак не обойтись, ведь он - один из символов австрийской столицы.
Ниже я раскрою несколько секретов, как построить современный и удобный для всех общественный транспорт, обладая системой со столетней историей и устаревшим парком подвижного состава.
Чтобы получить общее представление о венском транспорте, следует посмотреть это короткое видео. 20 лет назад инвалиды забастовали, требуя построения безбарьерной городской среды. Они победили, и сегодня передвигающийся на электрической коляске человек может без посторонней помощи добраться до любого уголка города. Но не нужно забывать, что безбарьерная среда крайне необходима также пенсионерам и родителям с маленькими детьми.
1. Давайте подробно рассмотрим схему транспорта в центре Вены. Центр, который по размерам равен Кремлю вместе с Китай-Городом, ограничен Рингом - кольцевым бульваром.
Красными линиями обозначены маршруты трамваев. Они приходят с окраин города, проходят участок Ринга, и сходят с него в сторону противоположной окраины. Внутрь Ринга заходят автобусы (тёмно-синие линии) и метро.
Среднее расстояние между станциями метро - около 600 метров. В центре Москвы так же, но станции расположены не равномерно, а лишь по северной стороне Кремлёвского кольца. Зато плотность остановок наземного транспорта в Вене по сравнению с Москвой выше в 2-3 раза.
2. В год венский трамвай перевозит около 300 млн пассажиров, опережая в полтора раза московский. При том, что население Вены в семь раз меньше!
3. На фото классический венский трамвай. Такие вагоны строились с начала 1960-х до 1990 года и сейчас составляют чуть меньше половины парка. Все трамваи оборудованы светящейся индикацией с указанием маршрута.
4. Для удобства входа в вагон при открытии дверей снизу выдвигается ступенька. Дверь открывает не вагоновожатый, а сам пассажир, справа от двери видна кнопка.
5. В передней части трамвая имеется специальное место под детскую коляску, оборудованное привязным ремнём.
6. С 1995 года на линии вышли низкопольные многосекционные трамваи.
7. Все остановки, даже расположенные посреди проезжей части, оборудованы платформой вровень с полом вагонов.
В Москве сейчас также появились низкопольные трамваи Pesa, но сразу же была сделана грубейшая ошибка - все они сконцентрированы в одном районе. В Вене низкопольные трамваи ходят на всех основных маршрутах, чередуясь со старыми вагонами.
8. К этим же платформам подъезжают и низкопольные автобусы. Почти на всех остановках имеются электронные табло, и интервалы движения выдерживаются неукоснительно.
9. Часть трамвайной сети убрана с улиц в подземные тоннели.
10. А вот типичная станция венского метро (U-Bahn). Отделка чисто утилитарная, без излишеств.
11. На каждой станции есть блок с информацией, урнами и пожарно-спасательным оборудованием.
12. Чтобы не путаться, на какой поезд сесть, в начале платформы установлены большие табло с названиями конечных станций.
13. Каждый вход в метро оборудован лифтом.
14. Заходишь в лифт и выбираешь, куда ехать: на улицу, или в метро в нужном направлении (тут платформы находятся на разных «этажах»).
15. Любая лестница или эскалатор в переходе продублированы лифтом.
16. На крупных ТПУ одни и те же лифты связывают улицу, платформу электрички (S-Bahn) и станцию метро (U-Bahn).
17. А часто для пересадки с метро на электричку достаточно просто перейти платформу. Турникетов в Вене нет, есть поручни с компостерами, они в центре кадра.
18. В метро пока ещё эксплуатируется большое количество старых поездов, производившихся с 1972 по 2000 год. Они не имеют сквозного прохода, и неудобны для колясок.
19. Вагоны нового типа вышли на линии в 2006 году. Они имеют сквозной проход через весь состав. Каждый вагон оборудован подножкой, выдвигающейся при открытии одной из дверей, что подробно показано в видео в начале этого поста.
20. Так как станции с правым и левым расположением платформ постоянно чередуются, в каждом вагоне имеется табло, стрелкой указывающее сторону выхода. Также сторону объявляет диктор, как в Москве на МЦК.
21. Чего очень не хватает в отечественных вагонах метро, так это поручня в центре входной площадки.
22. А в Вене в головных вагонах ещё оборудованы большие площадки для детских колясок.
Итак, сформулируем пять шагов, которые необходимо пройти, чтобы сделать городской транспорт удобным для всех пассажиров (на примере Вены):
1. Строительство платформ вровень с полом низкопольных автобусов и трамваев на всех, без исключения, остановках.
2. Выпуск низкопольных трамваев на все основные маршруты.
3. Кардинальное расширение трамвайной сети.
4. Установка на все вагоны метро выдвижной подножки, перекрывающей зазор между вагоном и платформой.
5. Строительство лифтов на всех, в т.ч. старых, станциях метро.