Эй, моряк, ты слишком долго плавал.
Я тебя успела позабыть.
Мне теперь морской по нраву дьявол.
Его хочу любить.
Однажды, будучи ещё ребёнком, мексиканский режиссёр Гильермо дель Торо посмотрел классику хоррор-муви «Тварь из Чёрной Лагуны», где страшное болотное чудище, бог знает для каких целей, пыталось украсть красивую девушку из исследовательской группы, которая, собственно, приехала в дремучие леса Амазонки, чтобы ту тварь и словить. Однако, неожиданно для себя, маленький Гильермо стал сопереживать не подкачанным парням-ученым с идеальными стрижками, пытающихся спасти свою подругу, а самому чудовищу. По мнению будущего режиссёра, монстр был попросту одинок, - это и подтолкнуло его совершить похищение красотки, а, значит, любви заслуживают все, даже чудовища. Данная мысль въелась в голову дель Торо будто мозговой слизень и он решил во что бы то ни стало снять свою версию «Твари из Темной Лагуны», только в этот раз все будет по его правилам. Собственно, так и родился проект под названием «Форма Воды».
У писателя-фантаста Александра Беляева есть замечательнейший роман «Человек-амфибия», по которому в 1961 году был снят одноименный фильм. У Лавкрафта – раса Глубоководных, что когда-то давно жила в подводном городе Й’хан-тлеи, а впоследствии заполнила местечко Иннсмут. Плюс стандартные водяные, встречающиеся в легендах и сказаниях любой народности мира. Абсолютно понятно, что дель Торо вдохновлялся именно этими культурными универсалиями, но подает он их по-своему гротескно, меняя основной посыл и выводя более эмпатическую идею. Для своего Чудовища он только позаимствовал у Беляева любовную линию, у Лавкрафта – внешний вид, а у мифов про водяных – различные мелкие детали, однако стержнем персонажа становится вполне очевидный посыл к толерантности. Вот только в отличие от напускных остросоциальных драм, заполонивших Голливуд в последнее время, мексиканец не навязывает истину о терпимости по отношению ко всем и вся, а подает ее, искусно играя на эмоциях зрителя, давя то на жалость, то на умиление (как бы странно это не звучало по отношению к водному монстру), то вполне закономерно внимая здравому смыслу. И через этот вполне избитый прием режиссер учит гуманизму и уважению, а сама «Форма воды» становится таким необходимым в наше время противоядием цинизму.
Однако качественную ленту от обычной отличает не только наличие второго дна, а и всевозможные культурные отсылки и референсы. В своей картине дель Торо отдает дань почтения абсолютно всем видам искусства 60-х годов: музыке, кино, архитектуре, танцам и даже кулинарии. Порой картина выглядит как натуральный Ла-Ла Ленд, конвертируя типичный мелодраматический сюжет с нетипичными героями в самый настоящий мюзикл, где немая героиня Элайза танцует со своим другом-художником, мурлыкает понравившуюся мелодию в душе и время от времени ходит в кинотеатр, что расположен под ее квартирой, на киноклассику 60-х «Историю Руфь» и «Марди Гра». Вроде бы мелочи, но стараниями мексиканца зритель глубже погружается в атмосферу дождливого Балтимора и сильнее начинает переживать персонажам этой фантасмагории.
Кстати о них. Как и подобает дель Торо, главные герои «Формы» это самые настоящие отщепенцы и лузеры, которых общество не принимает по какой-то причине. Удивительно, но именно в этих персонажах человечности оказывается больше, чем в ком-либо и именно на их плечи взваливается ответственность спасти не только уникальное по всем параметрам создание, но и чувства влюбленных. И пускай плечи эти слабые, зато сердца у их владельцев сильные. Не внешний вид, а именно гуманность и способность прийти на помощь тому, кто в ней нуждается, по мнению дель Торо, отличает чудовище от человека. Данную мысль режиссер доносил и в своих прошлых работах, однако именно здесь она обретает наиболее цельную форму и является основополагающей для понимания всей истории.
Символизм нового фильма дель Торо в несколько раз превосходит его предыдущие ленты. Так, помимо Чудовища, вобравшего в себе огромное количество черт разнообразных монстров, главная героиня Элайза является одной масштабной аллюзией на Русалочку. Она не имеет голоса, зато прекрасно ходит и даже танцует; ее влечёт вода, плюс в младенчестве ее нашли у берега реки; а также шрамы на шее явно отсылают к жабрам, хотя их происхождение так и останется загадкой. Дель Торо не просто показывает лавстори двух разных существ, а и заставляет зрителя думать и искать скрытые ответы. Ресерч в подобного рода кино - это то, за что декодеры любят фильмы мексиканца, ведь копаться в них - сплошное удовольствие.
В одном из интервью дель Торо сказал: «Понимаете, «Лабиринт Фавна» - это колыбельная, а «Форма Воды» - песня. Я порой создаю безумные симфонии». И в этом постановщика трудно упрекать. Лента получилась тонкой и изысканной, как сентиментальная и трогательная композиция. Видеть от мексиканца мелодраму поначалу дико, однако, стоит признать, что и с этим чувственным жанром мексиканец справился на ура. Режиссер утверждает, что любовь, она как вода - может принимать абсолютно любую форму. И снисходительно-презрительное выражение «Любовь зла - полюбишь и козла» в интерпретации дель Торо принимает куда более добрый, романтический и альтруистический характер.
Оценка: 9/10. Автор рецензии Денис Столяров