В один прекрасный день человек говорит себе: хватит реагировать, пора научиться принимать критику. Возможно, кому-то повезло родиться сразу с пониманием, кто он такой и какой он молодец, а с критикой жизнь не заканчивается. Но многие, как и я, слышат слова, а в это время мозг просто отключается, пульс стучит в висках или начинаешь искать причины, почему под ударом оказался именно ты. Не лучшее состояние, чтобы использовать то, что услышал.
Восстанавливать свои силы и зализывать свои раны (многие из которых наносим мы себе сами) после каждого критического высказывания — не вариант. Кто-то, к сожалению, реагирует агрессивно, защищая себя, и даже нападает на человека, который, скорее всего, пришел с благими намерениями. Но, правда, нам нужно преодолеть это.
Для начала запомни: ты — не твоя работа, учеба, хобби. Правильная критика не задевает лично тебя. Если же человек переходит на личности, это уже не твои проблемы, а его.
Мы знаем, что конструктивная критика нужна: в ней мы видим наши слабости, через нее поддерживаем отношения и становимся лучше.
💡 Что можно сделать?
Остановить первую реакцию. Дай себе 5 секунд и глубоко подыши: за это время ничего не произойдет, зато ты можешь остановить свой первый порыв: гнев, обиду, разочарование.
Вспомни зачем нужна критика. Критика помогает улучшить твои навыки и отношения с другими людьми. Обратная связь помогает посмотреть на то, что ты делаешь, со стороны.
Слушай, чтобы услышать. Постарайся отградить свои мысли от отношения к человеку, который критикует тебя. Здесь и сейчас важно услышать то, что он говорит. Просто сосредоточься на понимании комментариев и перспектив. Критика полезна — принимаешь и делаешь выводы, нет — живешь дальше как ни в чем ни бывало.
Критиковать тоже непросто. Эй, трудно дать правильный отклик другому человеку! Критикующий тоже может нервничать, его мысли и слова могут путаться и не выражать точно то, что он хочет сказать тебе.
Скажи «спасибо». Если вы признательны человеку за то, что он высказал свое мнение о вашей работе, не значит, что вы согласны с ним. Но так вы благодарите другого за время и усилия, которые он потратил, чтобы помочь вам.
Что бы ни говорили тебе, это не о тебе самом, а о том, что ты делаешь. Не проецируй неудачи (да и удачи тоже) на самого себя. Посмотри на критику как шанс для роста, возможность получить знание.
Легко сказать об этом, тяжелее воплотить, но знание своих сильных сторон и готовность услышать и принять свои слабости — это очень сильная вещь, которой можно научиться.