Б. в последний раз осмотрел экспериментальный образец со всех сторон и вздохнул. Десятидневная творческая работа по созданию эко-планеты была почти завершена. Оставалось только занести последние наблюдения в специальный журнал, который уже сегодня нужно будет сдать проверяющему.
Выбор подходящей планеты, поддержание её жизни, наблюдение за эволюцией, её коррекция - все эти задания оказались не так уж просты. Казалась бы всего десять дней - что можно успеть за это время? Даже при том условии, что готовая модель планеты с набором условий, позволяющих запрограммировать бешеный эволюционный скачок от элементарной частицы к разумному гуманоиду, была заранее создана для курсовой работы каждого учащегося его курса. Все планеты были в определённой взаимосвязи и ребята работали все вместе, каждый над своим проектом.
Студенты могли выбрать свою тему для работы: от контроля за созданием и взаимодействием нескольких солнечных систем, до последовательного отслеживания эволюции крошечного организма. Б. выбрал эко-планету. У него уже был небольшой опыт в этой области, но эксперимент пришлось досрочно прекратить, а планету распылить. Вроде бы всё шло хорошо, но на третий день наблюдений, когда он отлучился, над ним подшутили старшие товарищи, запустив на планету сложный вирус, который за пару минут уничтожил всё живое. Когда Б. разобрался что произошло, было уже поздно и пришлось всё ликвидировать.
Тогда всем попало, включая его и поделом: отвлекаться нельзя ни на секунду. Время на эко-планете и в аудитории рассинхронизировано. За его 2 минуты там, на Земле, проходит пара сотен лет. А экспериментальные образцы, порой, выдают такие неожиданные результаты развития, что оставляя спокойный сине-зелёный шарик, рискуешь увидеть обширные пустоши и клубы дыма. Что-то у них там внизу пошло не так и внезапно началась странная битва на всех континентах.
Но теперь о неудачном опыте можно забыть. Эта новая работа, как казалось Б., выполнена идеальна. За 10 дней ему удалось всё: населить планету микроорганизмами, из которых к уже в седьмому дню получились очень симпатичные создания, и довести цивилизацию до пика эволюции. ( Правда, пару раз пришлось уничтожить опытные образцы и начать работу фактически с нуля - не всё получалось, как нравилось Б.)
По условиям курсовой, необходимо было не только развивать планету, постоянно генерируя новые растения, животных и природные явления, но и вносить некоторый хаос, чтобы создания, которых он про себя называл людьми, не слишком зарывались в своих стремлениях осваивать не только подопытную Землю, но и другие миры. По случайности они могли нарваться на встречу с существами, превосходящими их по разуму (были ведь и дипломные работы старших учащихся, предполагающие в разы более высокий уровень развития эко-планет и систем). Это бы не было критично, конечно, но у Б. был чёткий план эволюции и никакие случайности ему нужны не были.
Иногда результат нового дня наблюдений отклонялся от планируемого, потому что, следуя собственной задумке, Б. решил, что люди должны быть разных видов. Одни от, так называемых, приматов, другие от членистоногих. Был даже один интересный вид человека, который получился, минуя все стадии эволюции, из бактерии. Запланировать поведение каждого вида было сложно, но возможно. Однако с этим последним видом, пока, получались сплошные осечки: не смотря на внешнюю схожесть с людьми, разум вложить не удавалось. Б. создал таких бактереобразных всего пару тысяч и быстро понял, что если на Земле вдруг начинались войны или беспричинные массовые уничтожения себе подобных - во всём был виноват этот недовид. Б. ограничил его размножение, но каким-то непостижимым образом, то на одном континенте, то в другом тысячелетии, происходили странные события, виной которым было влияние одного из наследников недовида.
Помимо людей Б. создал и настроил на планете развитую систему неразумных живых организмов. Точнее, неразумными, в полном смысле слова, их назвать было нельзя. У животных были сложные инстинкты, которые помогали им не только выживать наравне с людьми, но и в некоторых областях превосходить их. У Б. было несколько записей, посвящённых только животным и всё чаще он думал, что его дерзкая идея об эволюции людей, от почти всех видов животных, была преждевременной. Он не успел досконально изучить каждый из видов и, планируя результат дальнейшего развития событий, не всегда получал его в реальности. Возможно ли, что это не позволит получить высший балл - Б. не знал.
Тем не менее, эксперимент был окончен. Уже завтра магистры внимательно прочитают журналы наблюдений, осмотрят планеты и системы и вынесут первые вердикты: кто из четверокурсников остаётся учиться дальше, а кто заканчивает обучение и его снова переводят на первую ступень. Из шести его однокурсников, выше пройдут только двое. Б. очень хотел оказаться среди них. Остальным подчистят память и они будут проходить обучение заново.
В принципе, Б. не сильно переживал бы, снова оказавшись внизу. Там было интересно. Первогодки были самыми счастливыми здесь: им не грозили переэкзаменовки, контрольные работы. Они только изучали то, что до них было создано старшими учащимися, разбирались в сути вещей и пытались неумело вносить коррективы в успешные проекты, тестируя свои идеи. Чаще всего получалось не очень, но зато это позволяло выбрать наиболее подходящий курс для дальнейшего развития. Б. , например, фактически в первый же месяц обучения начисто снёсший одну из солнечных систем, сразу решил, что будет заниматься только созданием эко-планет и наблюдением за их особенностями.
Прозвучал сигнал, означавший, что все должны поместить журналы и системы в подготовленные для них отсеки, и переместить на стол проверяющим. Исправить больше ничего было нельзя и Б., беззаботно насвистывая одну из мелодий, которые подслушал у людей, пока проводил эксперимент, растворился в воздухе.
Последняя мысль, связанная с проведённым им экспериментом была о том, что немного жаль созданную планету. Через пару часов её распылят и неизвестно, услышит ли он от кого-то когда-нибудь ещё такое странное тягучее имя, которое они дали ему: Бо-о-ог.