Закончилось жаркое лето 2010 года, и вот одним из пасмурных осенних деньков мне и товарищу надо было ехать в командировки , причем в один и тот же город Иваново.
Так как быть там надо было в понедельник утром, а выходные были свободными, то поехать решили на его машине в субботу, ну а чтобы как-то со смыслом провести выходные, их решено было потратить на посещение расположенного неподалеку, под Костромой, некогда совершенно секретного объекта - пункта постоянной дислокации БЖРК - ракетных поездов, с ядерными твердотопливным межконтинентальными баллистическими ракетами РТ-23 УТТХ внутри, замаскированными под обычные вагоны-рефрижераторы.
Всего в СССР/России было 3 таких пункта. На базе 10 Гвардейской, 36 и 52 ракетных дивизий (Кострома, Красноярск и Пермь соответственно). Сам пункт представляет собой раскиданные на удалении нескольких километров друг от друга стационарные ангары для поездов с раздвижной крышей - для проведения пуска ракет с места стоянки. Когда поезда заступали на боевое дежурство, то они перемещались по ЖД дорогам страны, проделывая в день до 1000 км. Все пункты немного отличались между собой по размеру и составу площадок. Костромской пункт был самый большой. Также пункт оборудован цехами для ремонта и обслуживания элементов поезда таких как тепловозы, вагоны связи и управления, вагоны с ТПК, РТБ для обслуживания головных частей ракет , различных вспомогательных построек, складов, казарм, диспетчерских.. На момент посещения ангары со раздвижными крышами были полностью демонтированы, остальные постройки были в запустении , но еще не разграблены на металл. Мы бросаем нашу машину в почти безлюдной деревушке и вступаем на ЖД пути..
Дорога выглядит хорошо, быть может не все потеряно?
Увы, дальше "партизаны" попортили часть путей
Вскоре впереди показываются какие-то строения - железнодорожный КПП базы, один из.
Через дорогу небольшой бункер-огневая точка
В лес уходит зарастающая просека - периметр базы. Надо сказать что отдельные участки базы также имели периметры и сквозного прохода не было.
Сетка П-100. Когда то была под напряжением.
Зарастающая железнодорожная инфраструктура
Пути постоянно раздваиваются
Пока наконец лес не кончается и мы попадаем на открытое пространство
Здесь рельс уже нету, лишь ряды шпал и стойкий запах креозота напоминает о бывших ЖД путях.
В дали стоит газель и снуют люди , решаем избегать контакта и осматриваем первое здание на пути. Надо понимать что данная база это огромное количество ЖД стрелок , путей и светофоров. Для управления этим хозяйством она имеет несколько диспетчерских на территории. Эта самая большая. Внутри стойки автоматики, пульт , кабинеты. Если мы видели одну - видели все.
Пока мы осматривали диспетчерскую люди и машина свалили , и мы аккуратно двинулись дальше. Большой складской комплекс, внутри увы пустота и крошево от ЗИПов.
На улице никого, перебежками идет в цех обслуживания тепловозов. Каждый цех имеет большой ангар для поездов, и пристройки по бокам - в них располагались лаборатории, стенды , мастерские и вспомогательное оборудование для обслуживания и ремонта поездов. Всего 4 цеха, увы 4 так и не был достроен , и для чего он был задуман нам наверное уже никогда не узнать.
Внутри нас ждут почти целые краны, и затопленный приямок, прям как в гараже.
Проверочные стенды и лаборатории.
Пока мы шлялись внутри снаружи ливануло, конкретно так. Мокрые и злые мы решили проверить ближайшую точку - РТБ. Здесь , за отдельным периметром велись работы по обслуживанию ядерных боеголовок ракет. Укрепленный ангар , вероятно под ракету.
Остатки системы климат-контроля.
Соседнее сооружения, здесь по всей видимости хранились снятые для регламентных работ боеголовки.
Сейчас за многотонными воротами хранятся оцинкованные бачки.
Третий цех просто здание, здесь собственно и велись работы с боеголовками. Климатическая установка цеха.
Двери с грозными значками. замков давно уже нет.
Пара кранов, и приоткрытые ворота.
Так как РТБ перешла по наследству части с того времени когда основным оружием 10 Гвардейской были ракеты семейства УР-100, здесьже были сооружения для хранения компонентов ракетного топлива(понятное дело что твердотопливным ракетам из БЖРК оно было ненужно). Вымокшие и уставшие мы не стали их искать и смотреть, а зря((
На утро поняв что на территории нет вообще никого мы тупо заехали через распахнутые ворота КПП.
Следующая наша цель цех по ремонту вагонов с системами связи и управления.
Мощнейшая тепловая пушка.
Большинство кабинетов в пристройках пусты.
Фундаменты от оборудования.
Хотя в некоторых местах есть остатки былой роскоши. Станции шлемофонной связи.
Проверочные блоки, вероятно для группового прозвона кабелей и разъемов.
Над ремонтным ангаром нависает балкончик начальника работ.
Дальше мы следуем наверное к самому узнаваемому цеху среди таких баз. Цеху где производились работы по обслуживанию вагонов с ТПК, предусматривающим вертикальную установку контейнера с ракетой.
Лестницы наверх спилены, так просто не забраться(((
Застывшее время
Все также шлемофонная связь
И сам цех
На территории остались еще десятки зданий, какие то склады, цеха, подстанции, гаражи , станции пожарных команд. Вдумчиво осмотреть все нужно наверное дней 5, их не было(
На последок решаем посмотреть здание казарменно-штабного типа.
Внутри оказывается комплексное здание для обслуживания ППД, а по сути обычная казарма.
Время летит, так же как и мы проносимся мимо пустых окон КПП на встречу новым приключениям.
Я вернулся сюда спустя 1.5 года, увы. цеха были снесены на металл, кирпич и бетон, снесены были многие постройки , сняты плиты дорог и мосты. Поезд дальше не идет.