Найти тему
Московские истории

Таганка: последний путь Анны Карениной

Описанная Толстым жизнь Анны Карениной практически пролегла между двух вокзалов. На Николаевском (сейчас Ленинградском) она встретила Вронского. С Нижегородского (на Таганке) отправилась в последнюю свою поездку, чтоб не сказать — последний путь. О вокзале на Таганке и пойдет речь.

Находился он на выселках, за Камер-Коллежским валом, — на пересечении теперешней Нижегородской улицы и Рогожского вала (на современной карте Нижегородская ул., 9). Строился как временный — владельцы рассчитывали в скором времени получить землю под вокзал поближе к центру. Первые пассажиры, уже вкусившие прелестей железнодорожной цивилизации на Николаевской ж/д, были разочарованы — деревянный, одноэтажный, неказистый, к тому же — неудобный. Раздражало все: низкий дощатый перрон, попасть с которого в вагон можно было только высоко задирая ноги (и каково это проделывать дамам в длинных платьях?). К тому же у вагонных дверей вечно собиралась нервная очередь: прямо здесь багаж взвешивали, принимали за него оплату и заносили сие действие в специальную книгу.

А что же Анна?
«…Направляясь между толпой в залу первого класса, она понемногу припоминала все подробности своего положения... Сидя на звездообразном диване в ожидании поезда, она, с отвращением глядя на входивших и выходивших…».

-2

Анна ехала на станцию Обираловка — там, в имении матери, должен был находиться Вронский. Самый дешевый билет стоил 25 копеек, но Каренина, разумеется, ехать собиралась в 1-м классе — за 60 к. А ведь за эти деньги можно было получить в трактире 12 шкаликов водки с 12 огурцами на закуску!

Название станции — Обираловка — следовало трактовать буквально. В окрестностях Носовихинского тракта в изобилии водились грабители всех мастей, опасное было место! Но и это не волновало Анну. Оставим ее двигаться к месту гибели, раз уж так решил Толстой, а сами вернемся на Нижегородский вокзал.

«Нет ничего более постоянного, чем временное» - это к нему относится в полной мере. Открытый в 1861 году временный вокзал просуществовал 25 лет. С 1886 года поезда в Нижний Новгород стали отправляться от построенного к тому времени Курского вокзала. Нижегородский же с этого момента перестал считаться вокзалом, а стал товарной станцией. Отсюда во время войны отправлялись эшелоны с солдатами и техникой. Рядом находились склады и вагоноремонтные мастерские. Разобрали пути и снесли здание старой станции в 1950-х годах — когда началась массовая застройка района.

Обираловка же в 1939 году стала городом Железнодорожным, но Каренину здесь помнят. И охотно предлагают показать приезжим место гибели бедной Анны и ее могилу.

Мария Кронгауз

Фото Елены Головань

Подписывайтесь на канал "Московские истории", чтоб не пропустить свежие материалы!