Найти тему
Фигурант К

Смертельный прыжок

Эта история произошла почти пять лет назад. Но виновные в гибели человека так и остались без наказания .

Кто довёл до самоубийства водителя «АВИСМЫ» в городе Березники Пермского края?

Человек подходит к окну, смотрит вниз, поднимается на подоконник и, закинув руки назад, ласточкой ныряет со второго этажа, разбивая голову об асфальт. Даже инстинкт самосохранения не заставил его хотя бы в последний момент выбросить вперед руки, защищая голову. Так он желал смерти!

Видео, снятое с камер наблюдения, показали мне друзья Ивана Фефилова, водителя автопогрузчика ООО «АВИСМА-Транс-Авто». Они уверены: Ивана довели до самоубийства. Причём сделали это, по их мнению, те, кто по иронии судьбы должен обеспечивать безопасность.

Иван погиб не «за металл», который выплавляют на березниковской «АВИСМЕ» (корпорация «ВСМПО-АВИСМА»), его смерть кажется нелепой именно потому, что дорога к ней началась с 50-литровой канистры солярки.

За месяц до трагедии, случившейся 7 июля 2013 года, 53-летнего Фефилова задержали при попытке слить излишки топлива. Составили протокол, Ивана увезли в УВД, взяли показания. Кстати, отпираться он не стал и честно во всем признался. Было возбуждено уголовное дело. Сумма ущерба, которую ему вменили, составляет полторы тысячи рублей. Пустяк, казалось бы, но этот пустяк стоил человеку жизни.


Коллеги Фефилова говорят: Иван весь месяц с того дня, как это с ним произошло, ходил подавленный. Чуть ли не каждый день его водили для серьезного разговора в службу безопасности…


— Видели, как твоего Ваню ведут. Один рядом идёт, а другой сзади, как преступника какого-то опасного…. Это мне знакомые с «АВИСМЫ» рассказывали, — говорит супруга Ивана, Валентина Фефилова.

Если бы только на работе. По словам жены, однажды какой-то крепкий мужчина сопровождал ее мужа прямо до квартиры.

Все, кто знает Ивана Фефилова, отмечают, как он изменился за последний месяц. До случая с соляркой был веселый, открытый, шутил, на гармошке играл. После него словно стал другим человеком. Ходил мрачнее ночи, мало общался, жил весь целиком погруженный в собственные мысли.

А подумать, видимо, было о чём. Дело-то только на первый взгляд пустяшное.

Если б оно заключалось в этих 50 литрах солярки, максимум, что могло грозить Ивану, — это материальное наказание или, в крайнем случае, условный срок. Фефилов, судя по всему, попал в разработку. Знаете, как это бывает, когда человеку, совершившему какое-либо правонарушение, предлагают сотрудничать со следствием. Тут он и так вроде бы все рассказал, но ведь есть на «АВИСМЕ» и другие случаи слива топлива. Он — водитель, ездит, знает, видит, мог бы рассказать, помочь. А не захочет — может ответить не за 50 литров, а скажем, за 500.

Всё это, естественно, предположения…. Что и в какой форме говорили Ивану, не знаю. Факт, что через месяц после этих или подобных разговоров жизнерадостный прежде человек прыгает головой в асфальт.

В службу экономической безопасности «АВИСМЫ» я за комментариями тоже обращался.

— Идет проверка Следственного комитета по факту гибели человека, — сказала начальник службы экономической безопасности «АВИСМЫ» Валентина Смирнова. — И вот пока она идёт, комментировать что-то по этому поводу я не могу.

Впрочем, кое-что Валентина Васильевна все-таки сказала. То, что Иван Фефилов признался в преступлении, сообщил кое-какие факты, назвал имена сотрудников подрядных организаций, которые покупают у водителей солярку. Так в чем тогда дело? Что ещё от него хотели?

— Он сам не свой был последние дни, — продолжает до сих пор потрясенная трагической гибелью мужа Валентина Фефилова. — Я его спрашиваю: «Ваня, что с тобой?» Он говорит, я тебе всего пока сказать не могу. Это опасно. Машину могут поджечь… Нам, может, даже уехать придется… Фамилий, правда, никаких не называл, но боялся, как я поняла, службы экономической безопасности. Что они от него хотели, я толком не знаю. Назвал, правда, однажды сумму 200 тысяч рублей, а кому и за что — бог знает…

Валентина Фефилова не верит, что мужа просто довели до самоубийства: она считает, что ему физически «помогли» сделать тот роковой прыжок.

— Мы потом на работе у него были, — рассказывает женщина, — забирали вещи. У Ивана ящик был в раздевалке сломан. Кто и что искал? И потом я читала у следователя акт обследования тела: там написано, что у него были ссадины на плечах, сломано ребро. Откуда это взялось, если он головой ударился?

— Посторонних я в здании в тот день не видел, — говорит один из механиков «АВИСМЫ-Транс-Авто», дежуривший в день трагической гибели Ивана Фефилова, — как сейчас помню, Иван приехал в цех 7 июля в три тридцать ночи, я подписал ему путевку, он вышел, потом снова зашел — попросил телефон, позвонил куда то, зашел — отдал телефон. Через какое-то время мужчина заходит — говорит, у вас там человек из окна выбросился.

Кстати, звонил Иван в ту последнюю ночь своей жизни домой, своей супруге. Валентина Владимировна проснулась, но к телефону подойти не успела.

Могли ли стать поводом для самоубийства семейные проблемы Ивана? Практически исключено, с женой они жили душа в душу, дружили еще со школы, воспитали двоих детей, к тому же находились в том возрасте, когда думаешь о том, как спокойнее встретить старость. Кредитов на покойном тоже не висело, машину купили, продав акции «Уралкалия», а незадолго до гибели Ивана вместе обратились к известному в городе адвокату Сергею Кондратьеву.

— Да, они приходили, — говорит Сергей Николаевич. Фамилий мой клиент никаких не называл, но сообщил, что на него давит служба безопасности предприятия. Потом он еще раз звонил, незадолго до трагедии. Они, говорит, не отстают от меня, они с меня тянут… Я говорю, Иван, все будет хорошо, успокойся… А через пару дней его жена позвонила и сказала, что Ивана Фефилова больше нет. Я считаю, что человека морально довели до такого шага….

Коллег Ивана смерть товарища, да еще, можно сказать, прямо на их глазах (многие смотрели видео его падения), поразила до глубины души. Начальник участка эксплуатации Алексей Бывальцев на похоронах Фефилова не смог сдержать слез:

— Отличный работник, безотказный, если надо кого-то заменить — выйдет в любое время. Проблем никогда никаких с ним не было. То, что его с соляркой поймали, мы знали. И потом еще не раз по этому делу вызывали для объяснений в службу экономической безопасности.

— Такого мужика загубили! — с чувством качает головой Геннадий Териканин, водитель погрузчика транспортного предприятия.

Добавлю, что смерть Ивана Фефилова заставила работников «АВИСМЫ-ТрансАвто», являющейся дочерним предприятием «АВИСМЫ», выступить с коллективным обращением:

Мы, работники ООО «АВИСМА-ТрансАвто», вынуждены обратиться к общественности, прежде всего к коллегам по комбинату, к представителям СМИ, правозащитным организациям в связи со смертью нашего работника цеха № 50 Фефилова Ивана, который путём систематического унижения его человеческого достоинства, жестокого обращения, постоянных оскорблений и клеветы был доведён до грани сотрудниками службы экономической безопасности и 07.07.2013 в 03.45 покончил жизнь самоубийством, выбросившись из окна здания нашего цеха. Преследование Ивана было необоснованным — ЭТО ПОЗОР ПРЕЖДЕ ВСЕГО ДЛЯ РУКОВОДСТВА СЛУЖБЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Мы, работники ООО «АВИСМА-ТрансАвто», выражаем решительный протест против подобных преступных действий службы безопасности и призываем всех неравнодушных принять участие в сборе подписей ПРОТИВ ПРЕСТУПНОГО ПРОИЗВОЛА НА КОМБИНАТЕ!

Коллектив «АВИСМы-ТрансАвто»

Аналогичное обращение поступило в профком, а оттуда направлено руководству корпорации «ВСМПО-АВИСМА» в Верхнюю Салду. Под обращением подписались большинство членов трудового коллектива. Среди тех, кто подписать отказался, директор «АВИСМы-ТрансАвто» Андрей Христов.

По словам одного из авторов текста водителя Андрея Муравьева, директор счел обращение «ударом, направленным по корпорации».

Тем временем проверка следственного отдела по г. Березники СУСК Пермского края по факту гибели Ивана Фефилова продлена. Сколько она будет продолжаться, следователь отдела Павел Климов не уточнил. Комиссия, расследующая гибель человека на предприятии, создана, но ни разу не собиралась, ждут, как мне сказали в профкоме, завершения работы следствия.

Хотя уже сейчас ясно, что самоубийство Фефилова не было случайным.

Неслучайно, на мой взгляд, он выбрал и место для него. Трудно даже сказать, чего в этом шаге больше: безысходности уставшего от допросов и психологического давления человека или протеста против творившегося над ним произвола.

Да, расследовать кражи и другие преступления на «АВИСМЕ», как и в любой другой компании, надо, но не доводя при этом людей до страстного желания уйти в мир иной. К слову, работники предприятия, с которыми я общался, навели на вполне логичную мысль. Раз водители продают налево сэкономленное топливо, надо найти экономический подход к решению проблемы, вместо того чтобы устраивать 37-й год. К примеру, премировать водителей за сэкономленное и сданное предприятию топливо. Раньше, кстати, говорят водители, так и было, и давало эффект. Человек, знающий, что его поощрят рублем, не будет рисковать уголовщиной, сливая топливо третьим лицам.

И последнее. Не хочу огульно бросать тень на «ВСМПО-АВИСМА». Но, согласитесь, порочную практику «оперативной» работы, заставляющей человека выбрасываться из окна, необходимо прекратить.

Слишком разные ценности на чаше весов — человеческая жизнь и канистра с соляркой.

Иван Фефилов Фото из семейного архива

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц