Найти тему
ru-memorials

Почти близнецы

Две советские гаубицы Д-1 и М-30 стоят у Аллеи славы в Луховицах (Московская область).

Доступ свободный, можно трогать, лазить. Состояние - хорошее.

Дата съёмки - 09 октября 2016 года.

Первая - 122-мм гаубица образца 1938 года (М-30, индекс ГАУ — 52-Г-463).

Разработана в 1937 году конструкторской группой Фёдора Фёдоровича Петрова на Мотовилихинском заводе (№172, Пермь).

Предназначалась для использования на дивизионном уровне.

-2

Производство М-30 велось с 1939 года и продолжалось до 1955 года (выпущено более 19000 штук).

Пушка устанавливалась в 1942-1943 годах на СУ-122 (САУ на базе Т-34, 638 штук).

-3

Вторая гаубица - 152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1, индекс ГАУ — 52-Г-536А)

Разработка началась группой Ф.Ф. Петрова в конце 1942 года.

Предназначалась для вновь создаваемого корпусного уровня.

Конструктивно представляла собой наложение ствола гаубицы М-10, дополнительно оснащённого дульным тормозом, на лафет гаубицы М-30.

-4

Производство гаубицы М-10 (152-мм гаубица образца 1938 года) было прекращено в 1941 году в связи с ликвидацией самого понятия Корпусов в штатной структуре РККА в начале войны.

Пушка оказалась слишком тяжелой (больше 4,5 тонн) для конной и лёгкой механизированной тяги (ЗИС-5 не мог её буксировать) и слишком слабой для использования на армейском уровне или в Резерве Верховного Главнокомандования (РВГК)

В РВГК были 203-мм гаубицы Б-4, в армиях - А-19 и МЛ-20.

-5

В 1943 году хорошо освоенный в производстве лафет М-30 использовали для новой гаубицы Д-1.

Д-1 стала на тонну легче М-10, что позволило перевозить её лёгкими тягачами.

Для смягчения отдачи на менее массивный, по сравнению с гаубицей М-10 лафет, орудие пришлось оснастить двухкамерным дульным тормозом.

-6

Обе гаубицы долгое время стояли на вооружении СССР, РФ и других стран.

Например, М-30 состояла в штате Финской армии до середины 1980-х годов.

В России М-30 находятся на базах резерва до сих пор (3750 шт. на 2016 год).

-7

Интересно, что при общем внешнем сходстве установленные здесь гаубицы имеют ряд существенных различий.

Например, на этом снимке хорошо видно, что у Д-1 коробчатые станины сварной конструкции.

-8

А у М-30 они клёпанные.

Смена конструкции произошла в 1945 году (приблизительно).

Поэтому с высокой степенью вероятности эта М-30 из "военных", а Д-1 из "мирных" выпусков.

-9

Двухкамерный дульный тормоз ДТ-3 гаубицы Д-1.

Он был установлен для снижения нагрузки при стрельбе из тяжелого орудия М-10 при установке его на лёгкий лафет М-30.

Минусы дульного тормоза - облако пыли при выстреле и более громкий шум выстрела для расчёта.

Плюс - значительно меньшая отдача.

-10

На Д-1 установлены "неродные" колёса - 9,00-20 модель Я-37А.

Оригинальные были с большим плоским диском и невысокой резиновой шиной с наполнителем "Губчатый каучук".

Впрочем, на этом памятнике тоже установлен гусматик.

Просто он более ходового размера (от грузовика ЗиЛ-151/157).

Скорее всего замену произвели в процессе ремонта на арсенале ГРАУ.

Отличительным признаком таких колёс является отсутствие ниппеля для подкачки воздухом - он просто не нужен.

-11

На М-30 стоят очень нетипичные для памятников с ней пневматические колёса 12.00-20 модель М-93 от грузовика ЗИЛ-131.

Тоже заменённые с "артиллерийских колёс".

Для облегчения процесса такой замены в заводских условиях выпускался специальный комплект из двух ступиц в ящиках, двух колесных дисков от ЗИЛ-131 и двух покрышек с камерами, а также комплекта ключей.

Установку больших пневматических шин делали для обеспечения возможности скоростной буксировки орудий (оригинальные колёса начинали гореть огнём при движении быстрее 25-30 км/ч).

-12

...ещё немного фото и подробностей...

Где находится: Точка на Яндекс.

(хотите ещё такого себе в ленту - поставьте лайк и подпишитесь)