Две советские гаубицы Д-1 и М-30 стоят у Аллеи славы в Луховицах (Московская область).
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Состояние - хорошее.
Дата съёмки - 09 октября 2016 года.
Первая - 122-мм гаубица образца 1938 года (М-30, индекс ГАУ — 52-Г-463).
Разработана в 1937 году конструкторской группой Фёдора Фёдоровича Петрова на Мотовилихинском заводе (№172, Пермь).
Предназначалась для использования на дивизионном уровне.
Производство М-30 велось с 1939 года и продолжалось до 1955 года (выпущено более 19000 штук).
Пушка устанавливалась в 1942-1943 годах на СУ-122 (САУ на базе Т-34, 638 штук).
Вторая гаубица - 152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1, индекс ГАУ — 52-Г-536А)
Разработка началась группой Ф.Ф. Петрова в конце 1942 года.
Предназначалась для вновь создаваемого корпусного уровня.
Конструктивно представляла собой наложение ствола гаубицы М-10, дополнительно оснащённого дульным тормозом, на лафет гаубицы М-30.
Производство гаубицы М-10 (152-мм гаубица образца 1938 года) было прекращено в 1941 году в связи с ликвидацией самого понятия Корпусов в штатной структуре РККА в начале войны.
Пушка оказалась слишком тяжелой (больше 4,5 тонн) для конной и лёгкой механизированной тяги (ЗИС-5 не мог её буксировать) и слишком слабой для использования на армейском уровне или в Резерве Верховного Главнокомандования (РВГК)
В РВГК были 203-мм гаубицы Б-4, в армиях - А-19 и МЛ-20.
В 1943 году хорошо освоенный в производстве лафет М-30 использовали для новой гаубицы Д-1.
Д-1 стала на тонну легче М-10, что позволило перевозить её лёгкими тягачами.
Для смягчения отдачи на менее массивный, по сравнению с гаубицей М-10 лафет, орудие пришлось оснастить двухкамерным дульным тормозом.
Обе гаубицы долгое время стояли на вооружении СССР, РФ и других стран.
Например, М-30 состояла в штате Финской армии до середины 1980-х годов.
В России М-30 находятся на базах резерва до сих пор (3750 шт. на 2016 год).
Интересно, что при общем внешнем сходстве установленные здесь гаубицы имеют ряд существенных различий.
Например, на этом снимке хорошо видно, что у Д-1 коробчатые станины сварной конструкции.
А у М-30 они клёпанные.
Смена конструкции произошла в 1945 году (приблизительно).
Поэтому с высокой степенью вероятности эта М-30 из "военных", а Д-1 из "мирных" выпусков.
Двухкамерный дульный тормоз ДТ-3 гаубицы Д-1.
Он был установлен для снижения нагрузки при стрельбе из тяжелого орудия М-10 при установке его на лёгкий лафет М-30.
Минусы дульного тормоза - облако пыли при выстреле и более громкий шум выстрела для расчёта.
Плюс - значительно меньшая отдача.
На Д-1 установлены "неродные" колёса - 9,00-20 модель Я-37А.
Оригинальные были с большим плоским диском и невысокой резиновой шиной с наполнителем "Губчатый каучук".
Впрочем, на этом памятнике тоже установлен гусматик.
Просто он более ходового размера (от грузовика ЗиЛ-151/157).
Скорее всего замену произвели в процессе ремонта на арсенале ГРАУ.
Отличительным признаком таких колёс является отсутствие ниппеля для подкачки воздухом - он просто не нужен.
На М-30 стоят очень нетипичные для памятников с ней пневматические колёса 12.00-20 модель М-93 от грузовика ЗИЛ-131.
Тоже заменённые с "артиллерийских колёс".
Для облегчения процесса такой замены в заводских условиях выпускался специальный комплект из двух ступиц в ящиках, двух колесных дисков от ЗИЛ-131 и двух покрышек с камерами, а также комплекта ключей.
Установку больших пневматических шин делали для обеспечения возможности скоростной буксировки орудий (оригинальные колёса начинали гореть огнём при движении быстрее 25-30 км/ч).
...ещё немного фото и подробностей...
Где находится: Точка на Яндекс.
(хотите ещё такого себе в ленту - поставьте лайк и подпишитесь)