Что у первого мира в тренде в этом году? Смерть, утверждает издание "Гардиан". Пока миллиардеры из Кремниевой долины находятся в поисках лекарства от нее, простые люди ищут способ справиться, осмыслить ее и принять. Красный Сион приводит рекап лонгрида "Как смерть стала крутой" про жителей западных стран, которые стараются думать о смерти не только как о чем-то ужасном.
Прошлой весной на кладбище Гринвуд в Бруклине запустили инсталляцию "Здесь похоронены секреты посетителей кладбища Гринвуд", сделанную художницей Софи Калле вместо надгробия для другого художника (уже, правда, бывшего) Жана-Мишеля Баскиа. В течение следующих 25 лет каждый желающий может написать на листке свою самую сокровенную тайну и захоронить его, засунув в разрез на инсталляции.
И это только часть тренда: на модных кладбищах сейчас мутят дискотеки, коктейльные вечеринки и фитнесс-классы, а современные художники придумывают такие замечательные вещи как специальный похоронный биокостюм со спорами грибов, помогающий телу быстрее разложиться и быть впитанным в землю.
Как отмечает автор лонгрида, со времен викторианской эпохи смерть не была такой трендовой темой. Во многом это связано с желанием современного человека осмыслить и рационализировать каждый аспект своей жизни, а также осознать свою смертность как естественную часть жизненного цикла.
Естественно, не обошлось без скандинавов – вслед за датским хюгге, в тренды врывается шведский дюстаднинг – предсмертный клининг. Проще говоря, правила избавления от лишних вещей, чтобы близкие после вашей смерти не мучились, оставить этот хлам, или выбросить. Главный вопрос, который нужно себе задать – кому станет лучше, если я не выкину эту штуку?
Как замечает Майкл Бут, автор книги о скандинавах с говорящим названием "Почти идеальные люди", концепт уборки перед смертью хорошо перекликается с бережливостью и минимализмом лютеранства, следы которого можно найти во многих аспектах скандинавской культуры. Например, шведам настолько важно все новое и современное, что, если вы придете на свалку или специальный мусорный центр, то поразитесь количеству вещей, утилизация которых показалась бы вам слишком преждевременной.
Виновница популярности предсмертного клининга – Маргарета Магнуссон, автор книги "Нежное искусство шведского дюстаднинга: как освободить себя и свою семью от пожизненного хлама". Отчасти это действительно гид по уборке, а отчасти – способ говорить о смерти. Книга состоит из 38 очень коротких глав с названиями типа "Если это твой секрет, то храни его так (или как убрать перед смертью опасные и секретные вещи)".
Книгу уже перевели или переводят на 23 языка, но большинство издателей в разных странах боятся выносить слово "смерть" на обложку. Во Франции она озаглавлена "Жизнь в порядке", а в Германии "Искусство фрау Магнуссон по приведении жизни в порядок". Их можно понять, ведь читать и говорить о смерти, а тем более планировать ее сложно: это означает понять, что ты – единственный, кому твое наследие нужно больше всего. Даже окруженные множеством близких и родных, мы разлогиниваемся в одиночку.
Красный Сион – это коллектив журналистов и блогеров, пишущих о политике, истории, науке, религии. Основная платформа, на которой мы публикуем тексты – наш Telegram-канал, в котором уже 20 тысяч подписчиков. Присоединяйтесь!