На самом деле, выбирая такой альбом из всей дискографии музыканта, стоит учитывать то, что он успел поработать в разных стилях, предлагая слушателю не только честный душевный фолк, но и настоящую костюмированную вечеринку для устоявшегося жанра.
С музыкой Суфьяна у меня, да и думаю, у многих других слушателей, всегда ассоциировалось чувство уюта. Этот (любя) паразит, умудряется записывать композиции в таком формате, в котором они одновременно относятся и не относятся к lo-fi.
Включаешь одну из песен, улавливаешь струны акустической гитары, уже представляешь как запишешь кассету для своего раритетного Walkman, но тут в музыку вливаются такие элементы, которые необходимо ощущать не с помощью подобного оборудования: это может быть современная электроника или оркестровые инструменты, ты не знаешь чего ждать дальше.
Перемещаясь от более свежего материала к старому, осознаешь, что Суфьяна в последние годы очень мало — его сольники выходят раз в пять лет, а какие-то дополнительные проекты не дают ощутить его мощь простым смертным. В 2015 вышел "Carrie & Lowell", разорвавший на части души слушателей своей искренностью, простотой и детскими страхами, но не показавший истинного таланта Стивенса-композитора.
"The Age of Adz" в техническом плане заслуживает не менее высокой оценки, чем любой другой упомянутый здесь альбом, но бросившись в погоню за новаторскими особенностями, Суфьян поставил под удар эмоциональную составляющую пластинки, в связи с чем она получилась более холодной по сравнению с другими работами музыканта.
Поэтому я принял для себя решение считать золотой серединой альбом 2005 года — "Illinois", одного из проектов, посвященных американским штатам. Но эта музыка вовсе не про Америку, она про людей. Суфьян описывает происходящие на альбоме события таким образом, что ты перестаешь воспринимать Чикаго как чужой город, и постепенно начинаешь ассоциировать его со своим родным городком.
Главная прелесть этой пластинки не только в её концепции и (прости, господи) ламповости, а и в замудренном оформлении. Тихий гитарный фолк встречается с величественными духовными, струнными и смычковыми инструментами, свойственными для оркестровой музыки. Это не только прибавляет композициям правильного киношного окраса, но и позволяет артисту бить в несколько раз точнее по эмоциям слушателей.
Именно после выхода "Illinois" о таланте Стивенса заговорили вообще все, что позволило пластинке стать #1 в 2005 году по версии десятка авторитетных изданий. Безусловно, будь бы это альбом какого-то рэпера, сейчас бы он выступал в белом комбинезоне, а одноименный альбому тур стал бы легендарным, но Суфьян не стал превращать пластинку в тяжелую ношу, с которой его будут ассоциировать всю жизнь, и стал двигаться дальше.
Возможно, поэтому пластинка "Illinois" не столь популярна в СНГ, потому что с тех пор мир музыки успел преобразиться до неузнаваемости, а нам осталось лишь откапывать достояния прошлого, чтобы минимально повлиять на их популяризацию и собственное восприятие духовных ценностей.