В 1970 году на горьковской верфи «Красное Сормово» произошла авария атомного реактора подводной лодки
Судостроительное предприятие «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде (до 1990 года – город Горький) выпускает не только речные и морские суда: танкеры и сухогрузы. В цехах завода много лет, с 1930 года, строятся подводные лодки. С 1960-х годов со стапелей «Красного Сормова» сходят атомные подводные лодки. Одна из них и стала причиной «волжского Чернобыля».
1970 год – особый для Советского Союза. Это год 100-летия со дня рождения В.И. Ленина. Наступающий год все предприятия страны, все воинские части Советской Армии и все корабли Военно-Морского флота встречают, взяв на себя повышенные обязательства. На производстве перевыполняются планы. В армии и на флоте проводятся масштабные учения. Огромная страна живёт и трудится в ожидании великого юбилея.
На стапеле сборочно-монтажного цеха «Красного Сормова» в январе 1970 года стоит современная атомная подводная лодка К-320. Это первая в советском флоте лодка, которая способна производить запуск ракет из подводного положения. Объект совершенно секретный, сроки спуска лодки на воду – самые жесткие, ведь год юбилейный! Лодка уже находится в большой степени готовности, начинаются испытания механизмов.
18 января 1970 года, во время гидравлических испытаний первого контура атомного реактора, происходит авария. Несанкционированный пуск реактора, выведенного на полную мощность, едва не приводит к взрыву. Реактор включается на запредельную мощность и через 15 секунд не выдерживают заглушки (по халатности рабочих установлены заглушки трубопроводов реактора на 200 атмосфер, а не на 400). Столб радиоактивной воды вырывает массивную крышку люка лодки и бьет до потолка сборочного цеха – на высоту более 60 метров.
На месте погибают 12 рабочих. Еще около 200 человек, облитых радиоактивной водой и обварившихся паром, получают разную степень лучевой болезни. У них отбирают и сжигают одежду и обувь, заставляют подписывать требования о неразглашении информации, а в городе запускают слух, что на верфи произошел взрыв котлов строящегося сухогруза. На следующий день в Горький прибывает московская комиссия и оценивает результаты аварии. Необходима дезактивация сборочного цеха, загрязненного радиоактивными отходами. Вызывают добровольцев из числа работников завода.
«Ведро, швабра и тряпка, ими и мыли борта подлодки, стапели, полы и стены цеха. А дозиметристы потом за нами проверяли. Если не фонит, хорошо, а затрещит — перемывай заново. Смытую радиоактивную грязь сливали прямо в Волгу»
— вспоминает ветеран завода Александр Зайцев. За работу щедро платили – четырёхчасовая смена «ликвидаторов» оплачивалась по 50 рублей на человека. Однако большинству смельчаков эти деньги радости не принесли. Из 18 ликвидаторов первой добровольческой команды остались в живых только трое.
Вспоминает ветеран завода «Красное Сормово» Александр Зайцев:
«Сейчас я хорошо понимаю, почему погибло большинство. Было так: нас одели в робу, на ноги — деревянные башмаки, на нос и рот — специальные повязки. Вошли мы первыми в огромный цех и замерли. Мертвая тишина. Силуэты гигантских подводных кораблей. Обстановка, прямо скажем, жуткая. В волнении большинство из нас закурили, сняв, естественно, повязки со рта и носа. Я же некурящий. Дышал через марлю. Это мы сейчас знаем, как смертельна попавшая в легкие радиоактивная пыль. Тогда об этом никто и не подумал».
Лодку и цех дезактивировали. Аварийный реактор подлодки ремонту и восстановлению не подлежал – его заменили целиком. Атомная субмарина была вовремя передана Военно-Морскому флоту. Радиационную катастрофу на много лет засекретили. А реальный вред, нанесенный экологии города и реки Волги и точное количество жертв аварии неизвестны до сих пор.