Сравнивать морские суда и корабли прошлых времён с современными судами, это немного неправильно. Но иногда, всё таки очень полезно. Наглядная демонстрация того, как развивались технологии.
Вот, например.
Реплика HMS Endeavour,корабля капитана Джеймса Кука,на фоне круизного лайнера Queen Mary 2 .
Вот на ЭТОМ и ходили тогда вокруг света.
Без кондиционеров и тёплого душа. Без холодильников и спутниковой связи.
Но при этом весьма точно знали свои координаты, без всяких GPS.
Но тут сравнивать... тёплое с мягким. Парус и машина. Дерево и железо.
А можно сравнить железо и железо. И разницу всего в столетие.
Самых крупных пассажирских судов начала веков.
20 века и 21 века.
SS "TITANIC" vs CV "OASIS OF THE SEAS"
"Титаник" был самым большим судном на 1912 год.
"OASIS OF THE SEAS" - на 2009 год.
Вот так бы они выглядели, если их поставить борт к борту.
Длина - 269 и 360 м.
Количество палуб - 9 и 16.
А вот так, если бы шли караваном.
По количеству пассажиров и экипажа.
"Титаник" - максимум 3547 человек.
"Оазис" - 8 461 человек, и по валовой вместимости "Оазис" превосходит "Титаника" почти в пять раз ,225 000 GT против 46 000 GT (gross tonnage)
"Титаник" имел на борту только 20 спасательных шлюпок. Пассажировместимость каждой - 40-65 человек. Места в шлюпках хватило не всем. Погибло 1517 человек из 2223.
Шлюпки "Титаника"
Именно после "Титаника" появилось правило иметь на борту спасательные средства, которые вмещают весь экипаж и пассажиров. Причём с каждого борта.
Шлюпки "Оазиса". Закрытые. Оснащены ДВС.
Пассажировместимость - 372 человека.
Скорость.
Сравнивать по скорости не корректно.
Ибо разные назначения у судов.
Круизному судну большая скорость и не к чему,а вот пассажиру начала 20 века, очень даже " к чему". Время массовых трансатлантических пассажирских авиаперелётов ещё не пришло.
Зато можно сравнить, как инженерная мысль работает в области маневренности судна.
Но опять же, всё с развитием технологий.
Одна из гипотез, объясняющих, почему "Титаник" не смог уклониться от столкновения с айсбергом, выглядит так - маленькая площадь руля, что не дало "Титанику" более резво отвернуть от айсберга.
Руль и винты "Титаника"
У "Оазиса" руля нет вообще.
Вместо него - азиподы.
Которые могут вращаться на 360 градусов, обеспечивая превосходную манёвренность.
Именно поэтому такие слоны уверенно забираются в любую тесную гавань даже без помощи буксиров.
Про всякие развлечения на борту, это тоже не корректно.
Так, мимоходом.
"Титаник" для увеселения публики пригласил на борт судна оркестр из 8 человек.
Как развлекались остальные, можно посмотреть в одноимённом фильме. Кто во что горазд.
"Оазис" же просто набит под самую завязку всякими развлекухами. Для того и строили.
В сети достаточно описаний развлекательных программ современных круизных судов.
Но на "Титанике" фитоняшек не забывали.
Спортзал.
"Оазис"
Каюты для пассажиров.
Здесь сравнения тоже не уместны.
Слишком разные подходы к пассажирам тогда и сейчас.
Как и классы обслуживания.
Сейчас вообще, кажется, осталась только одна компания с очень чёткой политикой сегрегации классности.
Это "Cunard Line".
А из бытовых удобств...
Ну, для примера "Титаник" имел всего две ванны на 700 пассажиров третьего класса.
Одна для мужчин, вторая для женщин.
Туалетов в каютах третьего класса не было вообще.
Сравнивать это с "Оазисом" не стоит.
И ещё одно сравнение.
Стоимость проезда.
Стоимость билетов на "Титаник"
Первый класс (салон люкс) - £ 870 / $ 4350 ($ 83 200 сегодня)
Первый класс - £ 30 / $ 150 ($ 2975 сегодня)
Второй класс - £ 12 / $ 60 ($ 1200 сегодня)
Третьего класса - от £ 3 до £ 8 / $ 40 ($ 298 до $ 793 сегодня)
В 1912 году средний американец заработал $ 300 в год.
По цене билетов на круизы, там по разному.
Зависит от длины круиза, маршрута, классности.
Понятно, что многие сравнения притянуты за уши.
Но по длине и ширине очень хороши.
И наглядный пример, насколько всё шагнуло и убежало вперёд за 100 лет.
И пара коротких роликов на эту тему