Риелторы определенно стали лучше. Долгое время цены на недвижимость в России росли (не застал я это время, эх!). Сейчас уже третий год - спад.
Раньше не нужно было сильно запариваться - покупали все. Теперь совершенно недостаточно сфоткать квартиру, как есть, на мобилку и разместить на Авито. И риелторы, и собственники, и покупатели осознают, что квартира или дом - это товар высшей степени дороговизны и сложности, который требует особого подхода к продаже.
Стандартом - по крайней мере, в моей работе - стали:
- хоум-стейджинг (предпродажный ремонт, уборка и декор),
- профессиональные фото, видео, иногда 3Д, квдрокоптер для загородных домов,
- правильная оценка и психологическая работа с продавцом,
- эскизы дизайна интерьеров для квартир без ремонта или хотя бы планировка с возможной расстановкой мебели,
- подготовка документов к продаже и очистка квартиры от проблемных моментов не перед сделкой, а заранее,
- продуманная платная рекламная кампания, в том числе в соцсетях,
- драматургия и режиссура показов,
- дни открытых дверей и комплексные показы вместо разрозненных визитов,
- бесплатное оформление покупателям ипотеки в любом банке, а также страховок и сопутствующих документов,
- сервис: чашка кофе в красивом офисе, отвезти а машине с крупной суммой денег, подарить подарок,
- управление заинтересованностью покупателя и торгом.
Мне приходится немало общаться с агентами. Все чаще я встречаю реальных профи, которые любят свое дело. Кризис постепенно очищает рынок от случайных людей.
Мне тут попался такой кекс. Таксист Убер. На заднем стекле наклейка "все операции с недвижимостью", примерно как на фото. Я прикинулся валенком и расспросил мужика.
- Таксовать выгоднее, чем квартиры продавать?
- Нет, - говорит, - просто кризис, квартиры не продаются.
- А сколько у вас кварир было в продаже в этом году?
- Четыре. Три с горем пополам продал, вот осталась одна - не продается!
Четыре, Карл!
У меня в этом году 26 сделок.