В первом тысячелетии самой распространенной религией была неканоническая ветвь христианства - несторианство. Оно было распространено на территории нынешних Ирана, Афганистана, Индии, Китая, Японии, почти всей Средней Азии и на Кавказе. На Алтай несторианство принесли кидани (кара-китаи).
Кидани (кара-китаи) – это бывшие тюркоязычные данники уйгуров. Родовые кочевья киданей находились в северо-восточном степном поясе Китая, а в первой половине XI в. их границы добрались до северной Маньчжурии и северо-западной Монголии. В XII в. кидани завоевали Алтай и Семиречье, где в долине р. Чу (не путать с рекой Чуя!) была основана ставка верховного правителя «гурхана».
Государственное управление кидани строили по китайскому образцу: в завоеванных областях они вводили систему подворного обложения, причем налог исчислялся в денежных единицах. Рядовое население Горного Алтая в это время вело натуральное хозяйство (что произвели, то и употребили, торговли практически не было), и перевод натуральных продуктов в деньги был для алтайцев очень тяжелым.
По той же многовековой китайской практике, кидани насильно переселяли подвластные народы с границ в глубь своей территории, а на освободившиеся места вселяли своих колонистов. Так, в 1900 г. миссионер Урсульского отделения Алтайской духовной миссии пересказывал сообщения алтайцев «об отдаленных временах, когда они были покорены и уведены с Алтая, и на их месте поселился народ кытай с русыми волосами и бородами, занимавшийся земледелием и выделкой оружия из бронзы».
Именно киданям-«китаям» алтайские предания приписывают строительство дорог и оросительных каналов, но, скорее всего, здесь произошло наложение друг на друга нескольких разновременных пластов исторических легенд: так память о древних металлургах и земледельцах бронзового века сочеталась с преданиями о строителях арыков древнетюркского времени.
На это указывает название одного из местонахождений каналов – Сартымайская степь – и имя легендарного строителя Сартакпая, в обоих случаях в основе присутствует корень «сарт» – наименование среднеазиатского земледельческого народа, говорившего на одном из иранских наречий, представители которого привлекались тюрками, как и позднее монголами, для строительных работ.
Сартакпаю ("сартак" – "сарт мужчина", как "сартагул" – "сарт женщина") молва приписывает строительство дороги через перевал Чике-Таман и переправы на р. Катунь близ Кюр-Кечу, где были просверлены дыры в уступах скал для канатного моста китайского типа, которые до сих пор используются в Тибете и Гималаях. Эти сооружения могли в равной степени быть построенными как раньше, так и позже сравнительно краткого правления киданей на Алтае. Но сказка про Сартакпая настолько интересна, что следующий раз я расскажу ее целиком.
Кидане восприняли христианство несторианского толка, основанное на учении Нестория из Антиохии (Сирия). Именно священников «ассирского, антиохийского поставления» искали на Алтае и далее в Китае спустя почти шесть веков русские старообрядцы поповского толка, среди которых родилась и распространялась легенда о сокровенной стране истинной веры – Беловодье.
Впрочем, это тема для отдельной экспедиции.
По этой ссылке находится полный список моих заметок об истории и религии Горного Алтая, о Тибете и Кайласе, а также о загадках Аркаима