У санитарно-эпидемиологической службы РФ в год 95-летия и новые задачи, и новые возможности
Декрет Совнаркома РСФСР «О санитарных органах республики», принятый 15 сентября 1922 года, положил начало организационному объединению профилактической медицины. В сентябре 2017 года санитарно-эпидемиологической службе РФ исполнилось 95 лет. Сегодня она называется Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и выполняет множество функций, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности человека.
Немного истории
За период своей деятельности санитарно-эпидемиологическая служба из разрозненной, децентрализованной, слабо оснащенной структуры превратилась в обширную, прекрасно обеспеченную сеть, осуществляющую неустанный контроль практически за всеми сферами жизнедеятельности человека.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которую мы знаем сегодня, образована 9 марта 2004 года в соответствии с указом президента РФ. Помимо санитарно-эпидемиологического надзора, служба наделена надзором на потребительском рынке и в сфере защиты прав потребителей. Эти функции перешли к ней от Министерства здравоохранения, Министерства экономического развития и торговли и Министерства по антимонопольной политике РФ. Изначально Роспотребнадзор был в подчинении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, а с мая 2012 года указом президента был передан в непосредственное ведение Правительства России.
Поэтому день образования санитарно-эпидемиологической службы — это праздник санитарных врачей и их помощников, лаборантов, эпидемиологов, биологов, зоологов, энтомологов, паразитологов, вирусологов, гигиенистов и многих других специалистов.
Предотвращение эпидемий
При участии отечественных санитарных врачей и эпидемиологов практически побеждены заболевания, которые в начале 20-го века уносили тысячи жизней, — черная оспа, сыпной тиф, малярия, чума. За прошедшие годы в стране удалось создать государственную систему по предупреждению, ликвидации и изучению инфекционных заболеваний.
Однако сами эпидемиологи уверены, что работы у них со временем будет становиться все больше. Так, Елена Корнышева, к.м.н., магистр общественного здоровья, заведующая Тверским областным Центром медицинской профилактики, отмечает, что в настоящее время человечество сталкивается как со старыми, так с вновь возникающими инфекциями. Ежедневно государственные границы пересекает 2 млн человек. Благодаря этому эпидемии, например гриппа, могут распространяться практически мгновенно. Сегодня в каждом пункте пропуска через государственную границу специалисты службы ежегодно досматривают на наличие инфекций более 20 млн человек, предотвращая завозы опасных заболеваний. Благодаря развитию международной торговли многие возбудители опасных болезней попадают в другие страны с помощью импортируемых продуктов питания. Роспотребнадзор преграждает некачественным товарам путь в страну.
Специалисты Роспотребнадзора работают не только в России, но и за границей — в регионах, наиболее опасных с точки зрения возникновения и распространения новых и забытых инфекций. Один из последних примеров международного сотрудничества российских эпидемиологов — визит наших специалистов по эпидемиям на турецкие курорты для работы с вирусом Коксаки. Отечественная эпидемиология имеет предоставление об этом вирусе, хотя симптомы его — экзотика для российской земли.
В состав современной санитарно-эпидемиологической службы входят санитарно-противоэпидемические отряды (СПЭО), санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ), группы разведки (ГР), на базе противочумных учреждений создаются специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ). Эти формирования наряду с отрядами МЧС участвуют в предотвращении последствий чрезвычайных ситуаций. Ведь в условиях ЧС, когда санитарно-гигиенические нормы соблюдать очень тяжело, велика вероятность вспышек инфекционных заболеваний. Научные центры Роспотребнадзора занимаются мониторингом эпидемиологической ситуации, разрабатывают вакцины, системы эпидпрогнозирования и анализа, средства индивидуальной защиты населения от различных угроз природного и техногенного характера.
Бытовой аспект
Наиболее часто в повседневной жизни мы встречаемся с Роспотребнадзором в сфере контроля качества товаров и услуг и защиты прав потребителей, условий труда. По словам главы Роспотребнадзора Анны Поповой, ежегодно в Роспотребнадзор поступает более полумиллиона обращений, не считая звонков, из них более 300 тыс. обращений именно по защите прав потребителей. «Мы проводим проверки практически каждый день, — поясняет помощник руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области Надежда Соколова. — Часто работа предприятия общественного питания или торговой точки сопровождается нарушениями, они могут быть различными, не только связанными с питанием, качеством и безопасностью продуктов, но и с нарушением прав потребителя». В сфере контроля качества продуктов питания Роспотребнадзор работает в тесном контакте с медучреждениями и медицинскими научно-исследовательскими институтами. Доктор медицинских наук, руководитель отдела детского питания НИИ питания РАМН Игорь Конь отмечает, что специалисты Роспотребнадзора часто обращаются в НИИ по поводу новых отечественных или же поступающих на российский рынок из-за рубежа продуктов питания. «Роспотребнадзор направляет к нам письменные запросы, мы отвечаем на них и даем свою экспертную оценку», — рассказывает эксперт. Замначальника отдела Роспотребнадзора в Ивантеевке (Московская область) Инесса Кочетова замечает, что современные условия вносят коррективы в работу ведомства. «По сравнению с прошлыми годами увеличилось количество обращений по долевому строительству: по нарушению сроков ввода объектов в эксплуатацию, по нарушению условий договора по ипотечному кредитованию. Сейчас у нас появились жалобы на банки, навязывающие страховки, ну а львиную долю обращений по защите прав потребителей составляют обращения граждан на некачественные товары, сотовые телефоны, бытовую технику, и зачастую потребитель не знает, с чего начать, к кому обратиться, как добиваться, чтобы их права исполнялись, — уточняет Инесса Кочетова. — Мы даем разъяснения, подсказываем, помогаем составить необходимые документы».
Специалисты Роспотребнадзора подчеркивают, что для них очень важна активность самих потребителей в защите своих прав, ведь сегодня это одно из главных направлений работы ведомства. По оценкам Анны Поповой, в России население еще не привыкло отстаивать свои права и обращаться за помощью, если его обманывают, тогда как в Великобритании по сравнению с россиянами потребители жалуются в 10 раз чаще. «При этом количество плановых проверок в торговле, когда Роспотребнадзор мог самостоятельно зафиксировать и пресечь нарушения, за 2016 г. снизилось в 10 раз, — говорит Анна Попова. — Ведь до 2018 г. проверять малый бизнес планово мы не можем. Поэтому очень важно, чтобы потребители сами сообщали о нарушении своих прав». Работники Роспотребнадзора уверены, что при любой реорганизации, при расширении функционала, изменении технологического оснащения задача службы остается прежней. «Какие бы формы работы ни использовались, суть назначения санитарной службы и ее главная задача всегда остаются неизменными — борьба за сохранение здоровья населения и его среды обитания», — резюмирует ветеран санитарной службы, заслуженный врач РФ Ольга Сукачева (г. Волгоград).