Найти тему
Нация

«Вас возят зомби». Вся правда о маршрутках в Ростове

ОТКРОВЕННЫЙ МОНОЛОГ ВОДИТЕЛЯ МАРШРУТКИ.

автор Мария Погребняк/иллюстрация Вася Ложкин

Маршрутки — одна из самых больных тем Ростова. Машины требуют ремонта, в салонах грязно, водители нарушают ПДД. Несмотря на это, маршрутки остаются самым быстрым и многочисленным транспортом: по городу курсирует 750 микроавтобусов, их обслуживают 12 автотранспортных предприятий. Власти давно обещают заменить часть маршруток автобусами — это должно произойти в этом году, перед ЧМ.
На правах анонимности мы поговорили с водителем, который отработал на городской маршрутке 5 лет, но, не выдержав беспредела в этом бизнесе, недавно ушел.
Этот монолог — мнение одной из сторон, и оно, конечно, пристрастно. Мы призываем высказываться о сегодняшних проблемах маршруток в городе и других участников этого бизнеса.



Кого и как берут в маршрутчики?

Водителей ищут просто — например, на «Авито» полно объявлений. Еще на заднем стекле маршруток часто написано, что требуются водители категории D. Устроиться легко: главное — права с этой категорией иметь. Каких-то специальных проверок кандидату АТП не устраивает. В числе прочего нужна справка о переподготовке водителя: то есть АТП по идее должно устраивать экзамен, как в ГИБДД. Так, например, устроено в моем нынешнем АТП, я сейчас занимаюсь междугородними перевозками. Тут все строго. Не сдал — ходи, пока не сдашь. В ростовских АТП, которые обслуживают городские маршрутки, чаще так: ты им платишь за эту справку о переподготовке, они ее делают и берут тебя на работу. Справка подъемных денег стоит, рублей 500. Остальные документы, в том числе медсправку, тоже вроде можно купить. При этом оформление официальное, с трудовой книжкой, по закону. Берут, как правило, всех подряд, на возраст не смотрят. Готов работать — выходи.

Фото: здесь и далее фотографии ростовчан из паблика «Ростов Главный».
Фото: здесь и далее фотографии ростовчан из паблика «Ростов Главный».

Стоит сказать, что гастарбайтеров-таджиков стало гораздо меньше. Хоть что-то сделали с наплывом мигрантов. Теперь они должны иметь автомобильные права российского образца. (Соответствующие изменения в федеральный закон «О безопасности дорожного движения» вступили в силу с 1 июня 2017 года.) Хотя, конечно, это не поменяло положение дел принципиально — беспорядок как был, так и остался.
Есть водители со своими собственными маршрутками. Их сразу видно, кстати: машины не такие гнилые и грязные, как обычно. Водитель покупает себе маршрутку, какой-нибудь Hyundai, заключает договор с АТП, и ездит. Но таких не очень много, все-таки расходы на такой микроавтобус довольно серьезные.

Сколько можно заработать за рулем?

Водитель получает в месяц в среднем 30-35 000 рублей. При этом фиксированной зарплаты у него нет, хотя какой-то символический оклад в бумажках указан. Я, например, ни копейки конкретно от АТП не получал. Система такая: в день водитель должен сдать в кассу АТП 5000 рублей. То, что сверху, забирает себе — в день выходит от 1500 до 3000 рублей. Больше 3000 заработать физически невозможно. У тех, кто выезжает пораньше, шансов больше — час пик, много людей. Я знаю ребят, которые в полчетвертого утра выходят из дома, чтобы приехать в АТП засветло и первыми выйти на маршрут. Важно — никто заработок водителя не контролирует. Главное — отдай 5000, остальное их не волнует.
Количество часов, которое водители проводят за рулем, тоже никто не регламентирует. На одной маршрутке, как правило, работает два человека. Сами между собой договариваются, как и сколько работать — у меня с напарником, например, был режим трое суток через трое. Есть водители, которые не берут себе напарника, пашут в одиночку.

-3

В общем, режим такой: если хочешь заработать в час пик, в четыре утра приходишь в АТП, выходишь на линию; домой возвращаешься после полуночи: пока кассу сдал, пока машину помыл… Получается около 20 часов за рулем. Никто за этим не следит! Я каждый день вижу одни и те же лица водителей маршруток, которые за рулем уже бородой обросли. Ездят сутками. Я понимаю, у всех сложные жизненные ситуации: у кого-то кредит, ребенок, еще что-то… Но нас возят зомби за рулем! Поэтому все водители сидят на кофе. Пьют литрами — на конечных, во время езды. И, конечно, среди маршрутчиков огромная текучка. Не выдерживают.
Представьте: ты стоишь в пробке, время идет, ты не зарабатываешь. Нервничаешь. Твои деньги зависят от числа оборотов по маршруту. Тебе надо сделать, скажем, 5 оборотов, а ты делаешь 3 или 2. Некоторые с ума начинают сходить — и по тротуарам носятся, чтобы пробку объехать.

Я помню, одного москвича стажировал. Он чуть не поседел на ростовских дорогах! Он не мог понять, почему по выделенной для общественного транспорта полосе обычные легковушки ездят. Я ему говорю: родной, это Ростов, привыкай. И я сразу сказал ему, что он работать не сможет. Он возмутился: да ладно, смогу, привыкну! И не смог, сорвался, ушел. В Москве порядок: все электронное, водители денег от пассажиров не видят, по часам работают, в белой рубашке работать садятся. У них и маршруток уже почти нет. Гонок, как у нас, тоже нет. Зато есть белая зарплата. У нас тоже так должно быть. Но сейчас городским властям на самый распространенный вид общественного транспорта — маршрутки — точно плевать.

Проверяет ли кто-то состояние маршруток и водителей?

Самая главная проблема: перед выходом на линию состояние маршруток и водителя никто не проверяет. По крайней мере, так было в моем АТП, и коллеги из других фирм об этом говорили. Тебе в путевом листе просто ставят штамп, и все, езжай. А то, что маршрутка гнилая, у нее колеса чуть ли не отваливаются, у кого-то стоп-сигналы и поворотники не работают… Механикам пофиг. Ну, если какое-то серьезное повреждение, то, конечно, ремонт делают. Но водитель сам о проблеме должен заявить, иначе никто не почешется. А как он заявит? Ремонт — это время.
За чистотой водитель тоже должен сам следить: по идее, после смены ездить на мойку. Но это тоже никто не контролирует.

-5


Физическое состояние водителя перед каждым выездом на линию должна проверять медсестра. Как на моей нынешней работе: я прохожу полный осмотр. Если медсестра видит, что я какой-то вялый, говорит: иди домой, отдыхай, у тебя нездоровый вид. А на маршрутках осмотра нет. Я по идее мог выйти на работу бухим!
Насколько часто обновляют состав маршруток, я не знаю: судя по всему, машины работают до последнего вздоха. Вижу, что иногда новые появляются, например, модели «ГАЗель NEXT». Старые «газели», желтые такие, их еще «сараями» называют, в Ростове тоже до сих пор есть, хотя их давно должны были убрать. Одна такая машинка по 71-му маршруту на Западный катается. Я ее водителя знаю, он сказал, что в марте 2018-го таких «газелей» точно не останется, и он будет искать себе другую работу.
К чемпионату мира же вообще все маршрутки из центра города должны убрать. Вместо них будут автобусы. Я уверен, что никакого коллапса с исчезновением маршруток не случится: ну, конечно, если грамотно организовать движение.

Кто такие свистки?

Свистки (люди с секундомерами на остановках, которые регулируют движение) делятся на два типа. Одни стоят на конечных остановках — они официально трудоустроены в конкретных АТП. Другие работают на промежуточных, они нелегалы. С ними ничего не поделаешь. Они сами себя навязали, многие водители понимают, что они нужны. Да, бывают проверки ГИБДД — нелегалы разворачиваются и уходят, потом приходят снова. Каждый водитель должен им платить: такса — около 100 рублей за смену с маршрутки. То есть часть своего заработка (небольшую, конечно, но тем не менее) тебе приходится отдавать свистку. Если ты хочешь эффективно работать, тебе придется с ними сотрудничать.

-6

Свистки реально контролируют движение транспорта. Вот, например, есть два похожих маршрута, оба ходят по Красноармейской — 67-й и 40-й. Ты работаешь на 67-м. Свисток тебе говорит: 40-й проехал, скажем, 6 минут назад. И ты понимаешь, с каким интервалом тебе надо ехать, чтобы все было четко. Без свистков, поверьте, было бы гораздо хуже. Есть, конечно, водители, которые отказываются с ними работать.

Есть приложение, по которому водитель маршрутки может отслеживать движение транспорта (некоммерческое приложение «Ростов Транспорт», можно скачать в GooglePlay). Но им мало кто пользуется. Не все грамотные и понимают в гаджетах. И свистки гораздо удобнее. Работа у свистков, кстати, не сильно напряжная: ну, да, им приходится фиксировать время, бегать по водителям, собирать дань. Но зато отдыха у них больше: многие приезжают на своих машинах, паркуются рядом с остановкой, сидят кофе пьют.

ДТП с маршрутками

Аварии с маршрутками случаются часто. Но глупо считать, что слишком часто: на 25 аварий с легковушками, может, штуки две с маршруткой. Я, слава богу, не попадал. Если водитель виноват, его накажут, уволят. Даже в тюрьму могут посадить, если есть жертвы.

В нормальных АТП все пассажиры застрахованы от несчастных случаев, это закон (федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика»). При аварии водитель должен вызвать «Скорую помощь» и сотрудников ГИБДД. Страховку выплатят в любом случае: независимо от того, виновата маршрутка или кто-то еще. (По закону, перелом ноги оценивают в 240 000 рублей, травматический шок — в 200 000. Максимальная сумма — 2 миллиона рублей, ее платят при летальном исходе родственникам погибшего.) Вроде бы все ростовские АТП страхуют свои пассажиров, хоть здесь закон не нарушается.

-7

Часто бывает, что маршрутку подрезают легковушки. Обычные ростовские водители очень не любят маршрутки, ведут себя по отношению к ним довольно злобно. Да, маршрутки всех достали, и агрессия обычных водителей — это вроде такой ответ маршрутчикам. Конечно, неправы и те, и другие. И так не должно быть, но пока это так.

Между маршрутчиками и водителями автобусов – тоже жесткая конкуренция. Маршрутчики всегда пытаются обогнать автобус, чтобы первым забрать пассажиров. Я не раз видел, как водители рожи друг другу бьют. У водителя автобуса нервы не выдержали, он на какой-нибудь остановке вышел и полез драться. В итоге виноваты оба. Пассажиры звонят в АТП, жалуются, водителям выписывают штрафы.

-8

Нападения на водителей случаются. Часто пьяные лезут в салон — я таких старался не пускать. Но люди разные бывают, буйные, неадекватные, устраивают самый настоящий дебош, с кулаками набрасываются. Отвечать ударом на удар нельзя ни в коем случае, надо сразу вызывать полицию. Другое дело, если на тебя с ножом лезут убивать. Тут, конечно, без применения силы не обойтись, но лучше убежать, чтобы не пришили превышение самообороны или еще чего-то. Сами знаете, законы у нас такие непредсказуемые.
Если вы спросите у водителя маршрутки, нравится ли ему его работа, он ответит вам трехэтажным матом. Он ее ненавидит, но делает. Так получилось, не умеет, не нашел он ничего другого.