ОТКРОВЕННЫЙ МОНОЛОГ ВОДИТЕЛЯ МАРШРУТКИ.
автор Мария Погребняк/иллюстрация Вася Ложкин
Маршрутки — одна из самых больных тем Ростова. Машины требуют ремонта, в салонах грязно, водители нарушают ПДД. Несмотря на это, маршрутки остаются самым быстрым и многочисленным транспортом: по городу курсирует 750 микроавтобусов, их обслуживают 12 автотранспортных предприятий. Власти давно обещают заменить часть маршруток автобусами — это должно произойти в этом году, перед ЧМ.
На правах анонимности мы поговорили с водителем, который отработал на городской маршрутке 5 лет, но, не выдержав беспредела в этом бизнесе, недавно ушел.
Этот монолог — мнение одной из сторон, и оно, конечно, пристрастно. Мы призываем высказываться о сегодняшних проблемах маршруток в городе и других участников этого бизнеса.
Кого и как берут в маршрутчики?
Водителей ищут просто — например, на «Авито» полно объявлений. Еще на заднем стекле маршруток часто написано, что требуются водители категории D. Устроиться легко: главное — права с этой категорией иметь. Каких-то специальных проверок кандидату АТП не устраивает. В числе прочего нужна справка о переподготовке водителя: то есть АТП по идее должно устраивать экзамен, как в ГИБДД. Так, например, устроено в моем нынешнем АТП, я сейчас занимаюсь междугородними перевозками. Тут все строго. Не сдал — ходи, пока не сдашь. В ростовских АТП, которые обслуживают городские маршрутки, чаще так: ты им платишь за эту справку о переподготовке, они ее делают и берут тебя на работу. Справка подъемных денег стоит, рублей 500. Остальные документы, в том числе медсправку, тоже вроде можно купить. При этом оформление официальное, с трудовой книжкой, по закону. Берут, как правило, всех подряд, на возраст не смотрят. Готов работать — выходи.
Стоит сказать, что гастарбайтеров-таджиков стало гораздо меньше. Хоть что-то сделали с наплывом мигрантов. Теперь они должны иметь автомобильные права российского образца. (Соответствующие изменения в федеральный закон «О безопасности дорожного движения» вступили в силу с 1 июня 2017 года.) Хотя, конечно, это не поменяло положение дел принципиально — беспорядок как был, так и остался.
Есть водители со своими собственными маршрутками. Их сразу видно, кстати: машины не такие гнилые и грязные, как обычно. Водитель покупает себе маршрутку, какой-нибудь Hyundai, заключает договор с АТП, и ездит. Но таких не очень много, все-таки расходы на такой микроавтобус довольно серьезные.
Сколько можно заработать за рулем?
Водитель получает в месяц в среднем 30-35 000 рублей. При этом фиксированной зарплаты у него нет, хотя какой-то символический оклад в бумажках указан. Я, например, ни копейки конкретно от АТП не получал. Система такая: в день водитель должен сдать в кассу АТП 5000 рублей. То, что сверху, забирает себе — в день выходит от 1500 до 3000 рублей. Больше 3000 заработать физически невозможно. У тех, кто выезжает пораньше, шансов больше — час пик, много людей. Я знаю ребят, которые в полчетвертого утра выходят из дома, чтобы приехать в АТП засветло и первыми выйти на маршрут. Важно — никто заработок водителя не контролирует. Главное — отдай 5000, остальное их не волнует.
Количество часов, которое водители проводят за рулем, тоже никто не регламентирует. На одной маршрутке, как правило, работает два человека. Сами между собой договариваются, как и сколько работать — у меня с напарником, например, был режим трое суток через трое. Есть водители, которые не берут себе напарника, пашут в одиночку.
В общем, режим такой: если хочешь заработать в час пик, в четыре утра приходишь в АТП, выходишь на линию; домой возвращаешься после полуночи: пока кассу сдал, пока машину помыл… Получается около 20 часов за рулем. Никто за этим не следит! Я каждый день вижу одни и те же лица водителей маршруток, которые за рулем уже бородой обросли. Ездят сутками. Я понимаю, у всех сложные жизненные ситуации: у кого-то кредит, ребенок, еще что-то… Но нас возят зомби за рулем! Поэтому все водители сидят на кофе. Пьют литрами — на конечных, во время езды. И, конечно, среди маршрутчиков огромная текучка. Не выдерживают.
Представьте: ты стоишь в пробке, время идет, ты не зарабатываешь. Нервничаешь. Твои деньги зависят от числа оборотов по маршруту. Тебе надо сделать, скажем, 5 оборотов, а ты делаешь 3 или 2. Некоторые с ума начинают сходить — и по тротуарам носятся, чтобы пробку объехать.
Я помню, одного москвича стажировал. Он чуть не поседел на ростовских дорогах! Он не мог понять, почему по выделенной для общественного транспорта полосе обычные легковушки ездят. Я ему говорю: родной, это Ростов, привыкай. И я сразу сказал ему, что он работать не сможет. Он возмутился: да ладно, смогу, привыкну! И не смог, сорвался, ушел. В Москве порядок: все электронное, водители денег от пассажиров не видят, по часам работают, в белой рубашке работать садятся. У них и маршруток уже почти нет. Гонок, как у нас, тоже нет. Зато есть белая зарплата. У нас тоже так должно быть. Но сейчас городским властям на самый распространенный вид общественного транспорта — маршрутки — точно плевать.
Проверяет ли кто-то состояние маршруток и водителей?
Самая главная проблема: перед выходом на линию состояние маршруток и водителя никто не проверяет. По крайней мере, так было в моем АТП, и коллеги из других фирм об этом говорили. Тебе в путевом листе просто ставят штамп, и все, езжай. А то, что маршрутка гнилая, у нее колеса чуть ли не отваливаются, у кого-то стоп-сигналы и поворотники не работают… Механикам пофиг. Ну, если какое-то серьезное повреждение, то, конечно, ремонт делают. Но водитель сам о проблеме должен заявить, иначе никто не почешется. А как он заявит? Ремонт — это время.
За чистотой водитель тоже должен сам следить: по идее, после смены ездить на мойку. Но это тоже никто не контролирует.
Физическое состояние водителя перед каждым выездом на линию должна проверять медсестра. Как на моей нынешней работе: я прохожу полный осмотр. Если медсестра видит, что я какой-то вялый, говорит: иди домой, отдыхай, у тебя нездоровый вид. А на маршрутках осмотра нет. Я по идее мог выйти на работу бухим!
Насколько часто обновляют состав маршруток, я не знаю: судя по всему, машины работают до последнего вздоха. Вижу, что иногда новые появляются, например, модели «ГАЗель NEXT». Старые «газели», желтые такие, их еще «сараями» называют, в Ростове тоже до сих пор есть, хотя их давно должны были убрать. Одна такая машинка по 71-му маршруту на Западный катается. Я ее водителя знаю, он сказал, что в марте 2018-го таких «газелей» точно не останется, и он будет искать себе другую работу.
К чемпионату мира же вообще все маршрутки из центра города должны убрать. Вместо них будут автобусы. Я уверен, что никакого коллапса с исчезновением маршруток не случится: ну, конечно, если грамотно организовать движение.
Кто такие свистки?
Свистки (люди с секундомерами на остановках, которые регулируют движение) делятся на два типа. Одни стоят на конечных остановках — они официально трудоустроены в конкретных АТП. Другие работают на промежуточных, они нелегалы. С ними ничего не поделаешь. Они сами себя навязали, многие водители понимают, что они нужны. Да, бывают проверки ГИБДД — нелегалы разворачиваются и уходят, потом приходят снова. Каждый водитель должен им платить: такса — около 100 рублей за смену с маршрутки. То есть часть своего заработка (небольшую, конечно, но тем не менее) тебе приходится отдавать свистку. Если ты хочешь эффективно работать, тебе придется с ними сотрудничать.
Свистки реально контролируют движение транспорта. Вот, например, есть два похожих маршрута, оба ходят по Красноармейской — 67-й и 40-й. Ты работаешь на 67-м. Свисток тебе говорит: 40-й проехал, скажем, 6 минут назад. И ты понимаешь, с каким интервалом тебе надо ехать, чтобы все было четко. Без свистков, поверьте, было бы гораздо хуже. Есть, конечно, водители, которые отказываются с ними работать.
Есть приложение, по которому водитель маршрутки может отслеживать движение транспорта (некоммерческое приложение «Ростов Транспорт», можно скачать в GooglePlay). Но им мало кто пользуется. Не все грамотные и понимают в гаджетах. И свистки гораздо удобнее. Работа у свистков, кстати, не сильно напряжная: ну, да, им приходится фиксировать время, бегать по водителям, собирать дань. Но зато отдыха у них больше: многие приезжают на своих машинах, паркуются рядом с остановкой, сидят кофе пьют.
ДТП с маршрутками
Аварии с маршрутками случаются часто. Но глупо считать, что слишком часто: на 25 аварий с легковушками, может, штуки две с маршруткой. Я, слава богу, не попадал. Если водитель виноват, его накажут, уволят. Даже в тюрьму могут посадить, если есть жертвы.
В нормальных АТП все пассажиры застрахованы от несчастных случаев, это закон (федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика»). При аварии водитель должен вызвать «Скорую помощь» и сотрудников ГИБДД. Страховку выплатят в любом случае: независимо от того, виновата маршрутка или кто-то еще. (По закону, перелом ноги оценивают в 240 000 рублей, травматический шок — в 200 000. Максимальная сумма — 2 миллиона рублей, ее платят при летальном исходе родственникам погибшего.) Вроде бы все ростовские АТП страхуют свои пассажиров, хоть здесь закон не нарушается.
Часто бывает, что маршрутку подрезают легковушки. Обычные ростовские водители очень не любят маршрутки, ведут себя по отношению к ним довольно злобно. Да, маршрутки всех достали, и агрессия обычных водителей — это вроде такой ответ маршрутчикам. Конечно, неправы и те, и другие. И так не должно быть, но пока это так.
Между маршрутчиками и водителями автобусов – тоже жесткая конкуренция. Маршрутчики всегда пытаются обогнать автобус, чтобы первым забрать пассажиров. Я не раз видел, как водители рожи друг другу бьют. У водителя автобуса нервы не выдержали, он на какой-нибудь остановке вышел и полез драться. В итоге виноваты оба. Пассажиры звонят в АТП, жалуются, водителям выписывают штрафы.
Нападения на водителей случаются. Часто пьяные лезут в салон — я таких старался не пускать. Но люди разные бывают, буйные, неадекватные, устраивают самый настоящий дебош, с кулаками набрасываются. Отвечать ударом на удар нельзя ни в коем случае, надо сразу вызывать полицию. Другое дело, если на тебя с ножом лезут убивать. Тут, конечно, без применения силы не обойтись, но лучше убежать, чтобы не пришили превышение самообороны или еще чего-то. Сами знаете, законы у нас такие непредсказуемые.
Если вы спросите у водителя маршрутки, нравится ли ему его работа, он ответит вам трехэтажным матом. Он ее ненавидит, но делает. Так получилось, не умеет, не нашел он ничего другого.