А могли бы еще и на велосипеде передвигаться по нашему естественному спутнику
Владимир ЛАГОВСКИЙ
В 1971 году астронавты Аполлона-15 привезли на Луну первый электрический луномобиль, разработанный фирмой Boeing — эдакий кабриолет. Но для подстраховки конструкторы готовили и другое средство передвижения — электрический мопед. Его создали в самом НАСА. Оснастили аккумулятором емкостью в 30 ампер-часов и двигателем в 5/8 лошадиной силы.
Проходимость и управляемость мопеда проверили на покрытиях, имитирующих лунную поверхность, и в условиях пониженной гравитации - 1/6 от земной. Ее создавали в кабине снижающегося по параболе самолета и на специальных тренажерах.
Но прежде испытатели посадили астронавта на обычный земной мопед — на Honda CT90. И убедились, что человек в скафандре в принципе способен передвигаться на двух колесах.
Мопед взяли бы на Луну, если бы создатели четырехколесного экипажа вдруг не успели бы доделать его к моменту старта. Но те не подвели. Да и луномобили, на которых американцы ездили в трех экспедициях — Аполлон-15,16 и 17 — не подкачали. На каждом из них астронавты проехали почти по 30 километров. А на последнем — почти 36 километров.
Кстати, была идея посадить астронавтов на велосипеды. Ее в свое время продвигал некто Дэвид Уилсон (David Gordon Wilson) из Массачусетского технологического института (MIT). В 1979 году он даже разработал двухместный педальный экипаж для передвижения по Луне. Но летать туда перестали. Может быть, соберемся снова? Тогда и веломобиль пригодится.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Земной зонд впервые исследует неожиданно раздвоившийся астероид