У меня идет занятие с дошкольниками, вдруг один мальчик достаточно громко заявляет: «Когда я вырасту, стану работать в МЧС». Я говорю ребенку, что это похвально и профессия очень опасная и полезная. Тут другой мальчик заявляет: «А я, а я! Стану полицейским и буду ловить преступников!». Отмечаю, что и эта профессия крайне важна. Каждый ребенок начинает высказываться насчет того, кто кем станет, кто-то хочет быть художником, кто-то электриком. Одна девочка хочет стать принцессой. Другая задумчиво сидит и долго тянет с ответом, после чего заявляет, что хочет стать балериной. Все высказались кроме одного мальчика. Я спрашиваю его, кем он хочет стать, и он тихо отвечает: «Пожарным». Тут же все мальчишки начинают наперебой кричать: «Я тоже буду пожарным! И я! И я!». Секунду назад у каждого была своя профессия, а теперь всё изменилось. Под мнением одного человека, свою позицию поменяли все в группе.
Есть хороший советский фильм («Я и другие»), в котором обратная ситуация. Влияние группы людей на одного человека. Там тоже был показательный эксперимент, в котором детей подговаривали отвечать, что каша сладкая, хотя она соленая, а потом впускали постороннего ребенка. Все дети говорили, что каша сладкая и «новенький» давился соленой кашей и вторил голосам других. Редко попадался ребенок способный при всех сказать, что каша соленая и тем самым занять противоположную позицию. Дети достаточно легко отказываются от своего мнения под давлением извне. Авторитетом может быть голос группы или голос формального лидера.
Для детей главным чаще является голос родителя. Когда ребенок приходит домой и папа спрашивает его: «Ну, что сынок, где был?». «На йоге» - отвечает мальчик. «Ну и какой ерундой вы там сегодня занимались?» - ехидно поддевает сына отец. Тогда значимость занятий тут же падает. Без родительской поддержки ребенку трудно аргументировать, что то, чем он занимается важно. У меня таких примеров масса. Приходит девочка на занятие по йоге, начинает учить позы, потом показывает их своей бабушке, а бабушка далекая от фитнеса и, поглядывающая развлекательные каналы, заявляет: «Не пойдешь туда больше. Йога – это секта. Они там все больные. Они кому-то молятся, я по телевизору видела». И ребенок, либо вынужден бороться с этим мнением, либо принять его. В любом случае для него это стресс.
От одобрения главных авторитетов в жизни ребенка очень многое зависит. Но положительное отношение надо формировать. Не зря аниматоры задают вопрос детям с позитивной интонацией: «Вам понравилось?» и дети сами ещё не понимая, понравилось им или нет, начинают кричать: «Да!!!». Даже те, кому не понравилось кричат «да». А потом рассказывают всем, что было классно, хотя может быть, и не было. Это работает в развлекательной сфере и это работает в учебной деятельности. Поэтому, следует осторожнее выражать свое отношение к тем делам, которые для ребенка являются важными. Вместо ехидства, можно спросить его чему он научился, похвалить его, попробовать повторить упражнение за ним, поискать описание в интернете, вместе освоить какую-нибудь позу. Это поддержит его интерес и настроит эффективнее учиться и больше узнавать. А негативное отношение отобьёт всякое желание что-либо делать.
Очень многое зависит не от того «нравится ребенку или не нравится», а от того сформировали мы своим поведением его положительное отношение к чему-либо или не сформировали.