Кого удержит от эмиграции новый декрет, во что выльется близорукое отношение к занятости и кого спасает анаболический рост — руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук подводит итоги уходящего года и прогнозирует, как экономика будет развиваться в 2018-м.
О холостых выстрелах
Уходящий год прошел под знаком обещания улучшить деловой климат в стране.
— И то, что увидели 23 ноября в декрете № 7 «О развитии предпринимательства», конечно же, было разочарованием, — считает Ярослав Романчук. — Нельзя сказать, что декрет – это полностью холостой выстрел, но утвержденные решения не означают раскрепощение бизнеса до той степени, при которой он может стать новым источником экономического роста страны.
Документы по развитию предпринимательства в следующем году помогут отдельным гражданам занять себя и удержат определенную категорию от эмиграции. Но не более, подчеркивает эксперт.
О позорных 0,6%
Большим провалом в 2017 году стала социальная политика, отмечает Ярослав Романчук и напоминает прежде всего о событиях вокруг декрета №3, действие которого после протестов вынуждены были приостановить.
— Продолжилось слепое и близорукое отношение к понятию безработица и занятость. У нас по-прежнему позорные 0,6% официальной безработицы. Но замалчивание проблемы не означает ее отсутствие, и тем более ее решение, — говорит экономист.
О позитивных начинаниях и переупаковке
Год отметился относительной макроэкономической стабильностью.
— Мы на время поверили в способность Нацбанка контролировать инфляцию и осуществлять предсказуемую курсовую политику, что, безусловно, является позитивом, — считает Ярослав Романчук. — Но добрые начинания Нацбанка не подхватили в правительстве, которое продолжило управлять обширным нереформированным государственным сектором в старом режиме.
Суть этого управления высказал во вторник Александр Лукашенко, отметив, что недопустимо постоянно перекладывать проблемы предприятий и банков на бюджет. По его словам, только в 2015 и 2016 годах в проблемные предприятия влили 1,8 млрд долларов. Всего же сумма таких долгов превышает 10 млрд долларов. В уходящем году их вновь переупаковали, но проблема не решается.
О допинге в экономике
Незначительный рост в экономике был обеспечен вливанием гигантских и очень дорогих кредитов.
— Напрашивается аналогия со спортсменом, который в начале дистанции получил мощную дозу анаболиков и надеется, что на последующих этапах не будет допинг-контроля и он сможет добежать до финиша, — характеризует ситуацию экономист. —
Анаболический рост в экономике выгоден 70-100 госпредприятиям-монополистам, которые ничего не хотят менять. Они сумели вмешаться в процесс диалога власти и бизнеса и выхватить здравые и хорошие предложения, подготовленные экспертным сообществом в рамках разработки положений декрета №7.
О токсичных активах
Чтобы раскрепостить бизнес нужно, чтобы госсектор составлял не 80% в экономике, а минимум в два раза меньше — таков рецепт от Ярослава Романчука.
— Но правительство ничего не делает для увеличения частного сектора, — считает эксперт. — Значит, в следующем году будет еще больше токсичных активов, еще больше усилится давление на бюджет и банки с целью увеличения кредитования.
Как белорусам вырваться из объятий госсектора
Лукашенко во вторник сказал о «заклинаниях, стенаниях, плаче». В 2018-м они со стороны госсектора продолжатся.
В следующем году, по прогнозам экономиста, едва ли можно ожидать такого же благоприятного стечения обстоятельств в виде роста поставок нефти, экспорта калийных удобрений и продовольствия на российский рынок. Будет гораздо хуже, особенно в свете предсказуемых проблем российского рубля и российской экономики, которая с высокой степенью вероятности будет либо в нулевой зоне роста, либо вообще в зоне падения.
«Зависимость от РФ сохраняется, что ставит белорусскую экономику в весьма невыгодное положение»
О наличии политической воли у Лукашенко к переменам
Появится ли у главы государства политическая воля, которая позволит изменить систему управления экономикой?
— Пока таких признаков я не видел. Но в пятницу состоится большая встреча Лукашенко с расширенным составом Совета по развитию предпринимательства (по большому счету с бизнес-сообществом), в которой я также буду участвовать. Интересно будет послушать, что он ответит на вопрос такого рода, — говорит Ярослав Романчук.