Верит в крипту
Продав свою долю «ВКонтаке» за $300 млн генеральному директору «Мегафона» Ивану Таврину (фактически — Алишеру Усманову), Павел Дуров вложил небольшую часть состояния в биткоины. Он купил 2000 биткоинов по курсу $750 за монету. Сейчас они стоят почти $35 млн.
Ещё Дуров инвестировал в имущество в Сент-Китс и Невис (что именно он купил, основатель Telegram не рассказал), чтобы получить гражданство этого государства в Карибском море. Но жить и работать он там, конечно, не собирался.
Перебрался в ОАЭ
Исколесив после отъезда из России весь мир, Дуров решил обосноваться в Дубае. Его новый офис находится на 23-м этаже одного из небоскрёбов Dubai Media City — особой экономической зоны, резиденты которой освобождены от налогов. Кроме того, у Telegram есть офисы в Лондоне и Сингапуре.
«Многие люди на Западе даже не осознают, какую часть их доходов съедают налоги. Может оказаться, что ты отдаёшь на них половину того, что зарабатываешь, а это то же самое, как если бы 180 дней в году вы работали на правительство, — говорит Дуров. — Думаю, я могу найти своим деньгам лучшее применение».
Не гей
У проживания в таком консервативном государстве, как ОАЭ, есть, разумеется, и свои минусы. Но Дурова они мало волнуют: «Вот если бы я был геем, [жить в Дубае] было бы чуть сложнее. Или если бы мне постоянно хотелось выпить. Или съесть свинины».
Telegram не продаётся
Дуров говорит, что по-прежнему получает предложения продать Telegram от «первых людей Долины». Он сам оценивает мессенджер в $3–5 млрд. Но не продаст его даже за $20 млрд.
Ставит на Иран
Telegram — сервис для общения №1 в Иране: на него приходится 40% интернет-трафика в стране; почти каждый четвёртый пользователь мессенджера в мире — иранец. Во многом, конечно, из-за того, что конкурирующие сервисы там заблокированы.
Дуров понимает, что его сервисом пользуются торговцы людьми и террористы Исламского государства. Он обещает, что в ближайшее время Telegram научится эффективно находить и блокировать преступников и экстремистов. Но личные данные, по его словам, при этом всё равно останутся личными.
Симпатизирует Ассанжу
У Дурова тесные связи с Эдвардом Сноуденом и Джулианом Ассанжем. Основатель Wikileaks хвалил технологию, которую Дуров применил в Telegram для шифрования. Дуров приветствовал слив секретных данных Агентства национальной безопасности США и предлагал Ассанжу работу, когда тот приезжал в Москву в 2013 году.
Уже в 12 был крутым хакером
Дуров говорит, что ему ничего не известно об участии «русских хакеров» во взломе серверов Демократической партии США. Он не скромничает: «Я мог провернуть такое, когда мне было всего 12. Это несложно». По мнению Дурова, больше, чем хакеров, следует опасаться «безумных, глупых законов», которые позволяют правительствам следить за гражданами. При этом Дуров относится с иронией к тому, что в Кремле (это признал секретарь президента России Дмитрий Песков) активно используют Telegram.