— Слушай, а с чего вообще начинается манипуляция сознанием человека?
— С рассказа о том, что мир делится на «плохое» и «хорошее», на «добро» и «зло».
— В смысле? Это ведь основы мироздания, разве нет?
— Вот с объяснения о том, что это и есть «основы мироздания», как раз и начинается одна из самых деструктивных манипуляций сознанием.
— А в чем же деструктивность?
— В том, что внимание человека переводится с осознания прямых последствий его действий на идею о виртуальных «добре» и «зле», которые с последствиями могут быть никак не связаны. И через эти виртуальные «добро» и «зло» действиями человека можно управлять как угодно.
— А можешь привести пример?
— Легко. Например, человек усваивает (не без помощи других людей), что «громко разговаривать — это плохо». И запрещает себе повышать голос. Но на вопрос «а кому конкретно и чем именно будет плохо, если ты скажешь громче?» ответит от силы один человек из десяти. Остальным достаточно знать, что «это плохо», и они просто не делают этого. Потому что боятся «сотворить зло».
— Так, может, это просто способ таким образом воспитать людей, чтобы они не делали вредных поступков даже тогда, когда последствия не очевидны?
— А если последствия не очевидны — с чего ты взял, что эти поступки вредны?
— Ну, хорошо, возьмем более яркий пример: убийство человека — это ведь плохо?
— Для кого — плохо?
— Ну, как для кого. Для всех.
— Для кого — всех?
— Ну для кого-то же плохо?
— Наверное. Скорее всего, плохо для того, кого убили. Как минимум, ему может быть больно. И страшно, когда убивают. С другой стороны, и здесь возможны варианты. Ведь если он болел, страдал и просил себя убить, то, вполне возможно, для этого человека смерть — желанное избавление. Всякое бывает. А кому еще плохо?
— Обществу плохо.
— Обществу? А что это такое? И чем ему плохо?
— Ну, если все будут считать, что убивать это не плохо, это что же тогда в обществе начнется?
— А что начнется?
— Все как начнут друг друга убивать!
— С чего вдруг?
— Ну ведь не плохо же! Значит, можно!
— Можно — не значит безопасно. Ведь убивать могут и в ответ. Нападешь ты на кого-то, а тот окажется сильнее. Или ему на помощь придет превосходящая тебя сила. И тогда ты поймешь, что кроме «ай-яй-яй, это плохо» есть еще и простые последствия, которые никто не отменял. Последствия твоих действий. Представь себе, что тебе сказали «бить ногой дерево — это плохо». Что будет, если тебе разрешат отменить эту «моральную норму» и ты сможешь ударить дерево ногой?
— Ну, что будет. Просто смогу ударить.
— Ударишь — и что будет?
— Наверное, больно будет ноге.
— Верно. Это и есть прямые последствия. Если, к примеру, ты не поешь — то ты проголодаешься, а если будешь голодным долго, то можешь умереть от истощения. И моральная установка «не кушать — плохо» здесь совершенно не нужна. «Не будешь кушать — будешь истощен». Попробовал поголодать — ощутил последствия. Проявил упрямство и поголодал подольше — ощутил еще сильнее. Стало нехорошо от истощения — нашел еду и решил все-таки поесть. И дуальность «плохо/хорошо» здесь ни при чем. Хочешь быть истощенным — не ешь. Хочешь набраться сил — ешь. Как хочешь, так и действуй. Под свою ответственность, принимая на себя все последствия.
— Возвращаясь к теме об убийствах: а если человек убьет кого-то, и ему за это ничего не будет?
— Значит, ничего не будет.
— Так нужно, чтобы он не убивал.
— Кому нужно? Зачем нужно?
— Мне нужно. Мне нужно, чтобы меня никто не убивал.
— Значит, организуй последствия. Стань опаснее. Будь готов обороняться. Собери вокруг себя друзей, готовых прийти на помощь. Участвуй в создании общества, которому ты полезен и которое готово тебя защитить. Одним словом, сделай так, чтобы убивать тебя было опасно и невыгодно.
— Ну, так, вроде, в современном обществе так и происходит? Мы ведь придумали законы, вооружили полицию, приходим на помощь, если кому-то плохо.
— Да.
— Так а при чем здесь «плохо» и «хорошо»?
— Вот и я говорю — при чем? Что исчезнет и что случится, если эти понятия убрать?
— Да, а, правда, что исчезнет?
— Просто исчезнет виртуальная прослойка «плохо/хорошо», и ее место займет простая цепочка размышлений о действиях и их последствиях.
— А почему эту, как ты говоришь, «прослойку плохо/хорошо» не убрали, если без нее так хорошо?
— Потому что эта прослойка нужна для того, чтобы можно было манипулировать людьми, не вдаваясь в подробности про последствия. Манипулировать через промежуточное виртуальное пространство, в котором «белое» можно сделать «черным».
— Например?
— Например, сказали тебе «убивать это плохо», и ты боишься убивать даже в том случае, если это необходимо для защиты собственной жизни и здоровья. Но есть еще и другой вариант: если тебе сказали, что «убивать врагов — это хорошо», то после указания «врага» ты будешь убивать его с воодушевлением, потому что тебе за это почести и даже орден дадут. Чувствуешь подмену?
— Ну, да, все ведь относительно. И то, что в одной ситуации «хорошо», в другой ситуации — «плохо». Что в этом опасного?
— А опасность здесь заключается в том, что этой относительностью управляешь не ты. Особенно если веришь в «добро» и «зло». И вообще, нужно слушаться старших. Они умнее тебя. Умнее просто потому, что старше: по возрасту, по опыту и по званию. И поэтому если завтра скажут, что убить собственного брата — это хорошо, потому что брат — предатель, ты что сделаешь?
— Я пока не знаю. То, что брат предатель — это еще нужно доказать.
— О, не сомневайся, доказательства найдутся. А если ты им не поверишь, ты будешь «плохим». И вот когда ты увидишь себя в кольце «друзей», которые еще вчера считали тебя «хорошим», а сегодня, по указке старших, дружно считают «плохим», тогда ты прочувствуешь на собственной шкуре, что это такое — оказаться под ударом даже тогда, когда, казалось бы, ничем никому не навредил. Хотя, быть не согласным с системой «хорошо/плохо» — это уже вред. Вред, причиненный тем, кто хотел всласть деструктивно поманипулировать другими людьми, а ты, гад такой, им в этом попытался помешать. И вот тут ты столкнешься с простыми последствиями. С последствиями самой это системы мировосприятия через призму «хорошо/плохо». И этой призмой управляешь не ты. До тех пор, пока не осознаешь, что это всего лишь призма. И к реальности она имеет такое же отношение, как стекла твоих очков. А вот действия людей, ослепленных этой призмой — это да, это уже реальность, с которой ты будешь вынужден столкнуться. Вот так виртуальная призма превращает энергию людей в реальные действия с вполне физическими последствиями. А началось все — с простых понятий «добро» и «зло».
— Ой, что-то у меня мозг вскипает.
— Интересных тебе размышлений :)