Константин Иванович Бесков – легендарный тренер, который навсегда останется в сердцах всех болельщиков московского «Спартака» и не только. Человек со сложной футбольной судьбой, обусловленной сильным влиянием политики того времени на все сферы жизни и деятельности людей, в том числе и футбольной. Его многолетнее противостояние другому не менее талантливому и великому тренеру Валерию Лобановскому вписано в историю мирового футбола отдельной главой.
Детство
Родился Константин Иванович 18 ноября 1920 года в Москве. Жили Бесковы у заставы Ильича, на шоссе Энтузиастов, в коммунальной квартире без удобств: за водой надо было ходить на улицу к колонке, на зиму заготавливать дрова. Отец - рабочий человек. Мать - строгая, порой суровая женщина контролировала каждый шаг маленького футболиста. Воспитывала, наставляла, требовала, наказывала, прощала. Косте еще не было шести лет, когда дядя впервые повел его на футбол. Мальчуган был потрясен, поражен, захвачен футболом. В тот вечер Бесков, наверное, и стал футболистом.
Бесков-футболист в прямом смысле слова вышел из дворового футбола. В те времена «зарубы улица на улицу» были обычным делом и Костик старался не пропускать ни одного противостояния. Игра давалась ему легко, Бесков тонко чувствовал нить игры и уже в десятилетнем возрасте был замечен на очередном турнире уличных команд. Парни из пятой команды 205 завода позвали его к себе – сначала на лавку запасным, а потом уже в основу.
В скором времени юного таланта заприметили в команде мастеров «Металлург», куда и пригласили в 1938 году. Константину было всего семнадцать. Ирония судьбы заключается в том, что свой первый гол на высоком уровне Бесков забил Акимову – вратарю московского «Спартака», а его «Металлург» выиграл ту встречу со счетом 1:0. Бесков и не подозревал в те годы, что когда-то станет на долгие годы символом того самого «Спартака».
В «Металлурге» Костя быстро стал своим и уже через сезон застолбил себе место в основе. Так продолжалось до 1940 года.
В 1940 году был призван в армию и направлен в погранвойска. Служил в молдавских Бельцах, его командиром был Иван Соловьев, впоследствии — председатель Ленинградской футбольной федерации. Играл в футбольной команде погранотряда. В 1941 году был переведен в московское «Динамо».
«Динамо»
После начала войны проходил службу в московском Лефортово. Часть Бескова занималась патрулированием города. Когда немцы отошли от Москвы, футболистов начали отпускать на тренировки. В 1945 году «Динамо» одержало победу в чемпионате СССР и отправилось в Великобританию, где «бело-голубые» победили в серии встреч с общим счетом 19:9. Сам Бесков забил пять мячей и сделал четыре голевые передачи. Советская команда тогда переиграла «Арсенал» и валлийский «Кардифф», а с «Челси» и «Глазго Рейнджерс» сравняла счет.
В 1947 участвовал в турне по Скандинавии (Швеция—Норвегия). В трёх матчах забил 4 мяча.
В 1952 участвовал (с незалеченной травмой) в Олимпийских играх в Хельсинки. Как утверждал сам Бесков, играть на Олимпиаде он был не должен, но в силу обстоятельств вышел на поле, причём не на позицию полусреднего, а на фланг. В знаменитом первом матче со сборной Югославии (закончившимся вничью — 5:5) трижды подавал угловые удары, после которых забивались голы, в том числе и решающий, позволивший сравнять счёт. За поражение в повторном матче от команды Югославии сборная была разогнана, а Бесков лишён звания «Заслуженный мастер спорта» (возвращено в 1953).
В 1954 году спортсмен завершил карьеру игрока и стал вторым тренером вновь созванной сборной СССР под началом Гавриила Качалина. Всего в чемпионатах СССР Бесков сыграл 231 матч и забил 104 гола.
Тренерская карьера
Летом 1955 года команда Качалина-Бескова обыграла чемпиона мира 1954 года сборную ФРГ со счетом 3:2. В 1956 году команда смогла выиграть Олимпийские игры в Мельбурне. Однако Бесков в Австралию не поехал — в конце сезона 1955 года ему предложили руководство московским «Торпедо», до этого едва не вылетевшем из высшей лиги. Уже в 1956 году обновленная Бесковым команда одержала победы над «Динамо» и ЦДСА. После спада в игре и жалоб ветеранов клуба Бескова вынудили уйти.
В 1957 году Бескову предложили стать старшим тренером футбольной школы молодежи в Лужниках. У каждого тренера школы была своя группа. У Бескова - ребята 1939 года рождения, среди них были Валерий Короленков, Виктор Шустиков, Олег Сергеев, Евгений Журавлев - все они выросли в будущем в известных футболистов. Бесков всегда зажигал ребят личным примером, строил занятия на уровне требований команды мастеров.
Однако вскоре Бескову пришлось задуматься, что делать дальше. В 1958 году К.Бесков вместе с Александром Пономаревым стал тренировать молодежную сборную СССР. В том же году она выиграла турнир в Генте (Бельгия).
В конце 1960 года Бескову предложили принять армейскую команду. В чемпионате страны она тогда заняла шестое место. Разобравшись во внутрикомандных делах, он понял, что микроклимат в коллективе далеко не оптимистичный. Он пригласил в ЦСКА юного Владимира Федотова и Альберта Шестернева.
Бесков обратился к Маршалу Советского Союза А.А.Гречко с просьбой помочь в строительстве футбольного поля для команды ЦСКА. Через три месяца в Архангельском было готово поле.
В 1961 году команда Бескова вышла на первое место в подгруппе, опередив московское и киевское «Динамо», «Спартак», «Зенит». Забили больше всех мячей - 55. Правда, в итоговой таблице чемпионата 1961 года лишь четвертое место досталось ЦСКА. Так же завершился и следующий сезон.
Бесков видел слабые места команды, были интересные планы и тактические, и по составу, но осуществить их не дали. В 1962 году Константин Иванович был уволен из армейской команды.
Затем на короткий период времени Константина Ивановича занесло на Центральное телевидение, но как человек спортивный, Бесков не смог долго оставаться вне футбола и с радостью принял предложение возглавить сборную СССР. В 1964 году его сборная вышла в финальную часть Кубка Европы. Задача стояла одна – однозначно победа, так как 4 года назад сборная СССР уже этого добивалась. Бесков со своей командой добрался до финала, где предстояло встретиться с хозяевами турнира испанцами. На матче присутствовал сам диктатор Франсиско Франко и сборная СССР просто-таки не могла проиграть на глазах у злейшего врага советского народа, но проиграла – 1:2. Вроде бы радоваться надо: серебро при отличной игре команды. Но только не Никите Сергеевичу Хрущеву. Снова оргвыводы, снова лишение всех титулов. Любой другой уже сломался бы, опустил руки, но только не Константин Иванович.
После отставки из-за поражения испанской сборной бывший тренер сборной год работал в луганской команде «Заря», которая тогда выступала в первой лиге, занимая двадцать первую строку в турнирной таблице. Бескову предстояло вывести ее в авангард этой лиги. В первом круге турнира 1965 года команда заняла первое место. Но все же она не прорвалась в высшую лигу. Затем, уже в 1966 году, Бесков недолго возглавлял московский «Локомотив» и, наконец, в 1967 году пришел в родное московское «Динамо».
«Динамо»
Пятилетняя работа с динамовцами принесла наконец Константину Ивановичу первые тренерские трофеи. В 1967 и 1970 годах «Динамо» выигрывало Кубок СССР, и в том же 1970 году было очень близко к титулу чемпиона страны. Тогда две команды – «Динамо» и ЦСКА – набрали равное количество очков и по действовавшему регламенту должны были решить спор в дополнительном «золотом матче». Но в первом матче 120 минут основного и дополнительного времени закончились нулевой ничьей, и была назначена переигровка. Если бы и этот матч закончился вничью, победителя следовало определить в серии пенальти. Этого не потребовалось – хотя к 28‑й минуте динамовцы вели со счетом 3:1, победу все же вырвали армейцы – 4:3.
В 1970 году московские динамовцы выиграли Кубок СССР у своих тбилисских одноклубников, победив в финале со счетом 2:1. Восемь игроков команды были включены в сборную СССР. Это было наивысшее представительство клуба в сборной команде страны за всю его историю.
В мае 1971 года состоялся прощальный матч друга Бескова, Льва Яшина, признанного лучшим вратарем мира.
Кроме того, Константин Бесков в 1972 году вывел «Динамо» в финал Кубка обладателей кубков, но команда проиграла шотландскому «Рейнджерс» – 2:3. После этого тренер оставил свой пост и сначала занимался административной работой в обществе «Динамо».
Уже через год кабинетной работы его снова потянуло тренировать. В 1974 году футбольные руководители страны предложили Бескову возглавить сборную команду, перед которой ставилась задача выиграть отборочный цикл олимпийского турнира.
Команду скомплектовали на базе московского «Спартака». Подопечные Константина Ивановича завоевали право поехать на Олимпийские игры, которые предстояли в Монреале. Однако на Олимпиаду отправили первую сборную СССР, скомплектованную почти целиком из динамовцев Киева. После этого Бесков сложил свои тренерские полномочия.
«Спартак»
Самый крутой поворот в тренерской судьбе Бескова случился в 1977 году. В предыдущем сезоне московский «Спартак» впервые за свою историю вылетел в первую лигу, и партийное руководство Москвы искало тренера‑«спасателя». Не сразу, но Бесков согласился. Возглавив команду, он собрал в ней никому не известных тогда молодых футболистов – Сергея Шавло, Георгия Ярцева, Юрия Гаврилова, нашел вратаря Рината Дасаева, прежде игравшего в Астрахани. Последовал стремительный, поразивший всех взлет «Спартака». Бесков сразу же привел его к победе в первой лиге, в 1978 году спартаковцы заняли пятое место в высшей лиге, а на следующий год стали чемпионами СССР.
Более чем стремительное возвращение самой популярной команды страны - без преувеличения, триумф!!! Основная заслуга принадлежала, конечно, Константину Ивановичу. Это была первая тренерская золотая медаль Бескова.
В 1979—1982 годах, не оставляя работу в «Спартаке», был главным тренером сборной СССР. На Олимпиаде-80 сборная команда СССР, которой вновь руководил К.И.Бесков, получила бронзовые медали, уступив в полуфинале команде ГДР. В целом статистика выступлений сборной в 1980 году выглядела следующим образом: из 15 матчей она выиграла 13, вничью свела одну встречу и лишь одну проиграла. В 1982 году на чемпионате мира в Испании уступила путевку в полуфинал сборной Польше лишь по худшей разнице мячей. Как бы то ни было, Бесков вновь оставил пост главного тренера сборной СССР, сосредоточившись на работе в «Спартаке».
В эпоху Бескова «народная команда» радовала своих почитателей завидной стабильностью: ни разу «красно-белые» не опускались ниже тройки призёров, сумев при этом выиграть золотые медали чемпионатов СССР 1979 и 1987 годов. Кроме того, Бесков был убеждённым проповедником яркого комбинационного футбола, что способствовало ещё большей популяризации «Спартака» в стране и мире. Любопытно, что во время матча Константин Иванович предпочитал взирать за игрой своей команды не со скамейки запасных, а с трибуны стадиона – дабы ни одно технико-тактическое действие не могло укрыться от его всевидящего ока. Отличительными особенностями неповторимого тренерского стиля Бескова были дерзкие, зачастую парадоксальные тренерские решения, помноженные на изнурительную, многочасовую тактическую подготовку, а также необычайно суровое, порою жестокое отношение ко всем игрокам.
Вообще потребность Бескова открывать игроков, никому доселе не известных, была особенно заметна на фоне стратегии его украинского оппонента Валерия Лобановского. В киевском «Динамо» играли атлеты, гренадёры, а у Бескова — непонятно кто. Вернее, эти люди были непонятно кем до того мгновения, пока их не увидел Бесков. Он умел увидеть классного футболиста в безнадёжном дублере Гаврилове или в провинциальном форварде и медбрате по профессии Ярцеве, который в высшую лигу попал в 29 лет. Этот грузный человек, носивший дорогие костюмы и элегантные галстуки, следовал своим собственным принципам: возраст, рост, вес и даже репутация игрока для него значили совсем немного. Он видел в людях не то, что все. В эпоху, когда Блохин шпарил по краю, как мотоцикл, он ставил в центр обороны неторопливых Суслопарова и Мирзояна; во времена, когда мощность киевских полузащитников можно было измерять в лошадиных силах, Бесков доверял нити игры маленьким, тщедушным Черенкову и Сидорову.
Лобановский превращал футбол в науку и строил игру по плану, как строят мост или небоскрёб. Бесков же научному футболу противопоставлял свой интуитивный футбол, в котором место плана и расчёта занимало прозрение. В те годы очень ценились длинные пасы и четкая геометрия игры — всё то, что проповедовали прогрессивные голландцы и продвинутые немцы. Но «Спартак» Бескова был как-то подчёркнуто, издевательски независим и несовременен: игроки тешились быстрой стеночкой и дурили головы соперникам мелким пасом. В той команде на главных ролях был странный человек Фёдор Черенков. Этот Федя был у Бескова чем-то вроде юродивого, которому позволено говорить истины царям. Он и говорил: то вдруг, как по наитию, пускал мяч в свободную зону, указывая путь, то делал финт, вполне достойный дворового футбола, в результате чего вся вражеская полузащита оказывалась в дураках. И Бесков тогда улыбался на трибуне своей сдержанной, красивой улыбкой.
В «Спартаке» Константин Иванович отработал 12 лет. Он вернул команде игру и доброе имя, нашел и взрастил игроков, вошедших в историю советского и мирового футбола.
Завершение карьеры
Но в 1988 году, стоило «Спартаку» впервые опуститься на четвертое место, руководство клуба решило искать другого тренера. После этого Бесков работал в Федерации футбола, а в 1991 году принял предложение возглавить московскую команду «Асмарал», мелькнувшую тогда на футбольном небосводе и быстро исчезнувшую. Знаменитому тренеру было уже за семьдесят…
И все‑таки завершил Бесков свою тренерскую карьеру в родном московском «Динамо», куда вернулся в 1993 году. Через год оно выиграло серебряные медали, а в 1995 году завоевало Кубок России, победив по пенальти со счетом 8:7 волгоградский «Ротор».
Цитаты
Георгий Ярцев о Бескове:
«Уроки Константина Ивановича я сравнил бы с академией футбольного мастерства. Мне никогда прежде не приходилось слышать такие идеи, которые преподносил нам старший тренер: свежие, часто парадоксальные, даже ошеломляющие, а присмотришься, применишь на практике, освоишь в ансамбле — и голы быстрее получаются, и противник ошарашен».
Константин Бесков о своих требованиях к футболистам:
«В первую очередь меня волнует понимание игры, если можно так сказать, глубина чувства к футболу. Важна голова, а не габариты, природная быстрота и техника могут с лихвой компенсировать отсутствие атлетических качеств. А вот отсутствие человеческих качеств компенсировать сложно. Иногда приглашаешь игрока в команду, заведомо зная, например, его слабость в соблюдении режима, надеешься, что в новом коллективе он изменится. Но часто усилия напрасны. Печально, когда обманываешься в надеждах, но больше удручает полнейшее безразличие молодых талантливых людей к шансу утвердиться в жизни. Для успеха нужны характер, привычка к самодисциплине, фанатичное стремление к цели. Только тогда мы вместе дойдем до нее».
Факты
Во время игр Бесков-тренер предпочитал наблюдать за матчем своей команды не со скамейки запасных, а с трибуны.
Еще в конце 1980-х о замечательном футболисте был снят фильм «Невозможный Бесков» (1988). Сценарист картины Александр Нилин в следующем году выпустил книгу с таким же названием.
В 2001 году был одним из подписантов письма в защиту телеканала НТВ.
В конце 2009 года Центральный Банк России выпустил в память Бескова памятную серебряную монету номиналом в 2 рубля из серии «Выдающиеся спортсмены России».
Константин Бесков — член символического клуба бомбардиров Григория Федотова, объединяющего советских и российских футболистов, забивших за карьеру 100 и более голов. Сам Бесков за профессиональную карьеру забил 126 мячей.
Достижения
в качестве игрока:
двукратный чемпион СССР, обладатель Кубка СССР
в качестве тренера:
двукратный чемпион и обладатель Кубка СССР, обладатель Кубка России, финалист Кубка кубков, серебряный призер чемпионата Европы-1964, бронзовый призер Олимпийских игр-1980
личные:
«Заслуженный мастер спорта», «Заслуженный тренер СССР»