В 1933 году в английском издательстве Odhams Press вышел сборник детективных рассказов Агаты Кристи "Гончая смерти". В сборник вошло 12 рассказов разных лет. Центральным рассказом сборника является «Свидетель обвинения».
Знаменитый британский писатель и литературный критик Роберт Бэрнард в своей книге «Талант Детектива — признание Агаты Кристи» так написал об этом рассказе: "В этом сборнике «Свидетель обвинения» выделяется как бриллиант: однозначно, это лучший рассказ, который она написала".
В 1953 году по мотивам этого рассказа Агата Кристи написала пьесу, которая до сих пор идет на сценах многих театров мира.
Но сегодня хочу рассказать о фильмах, поставленных по мотивам рассказа Агаты Кристи «Свидетель обвинения».
Прежде чем рассказывать о фильмах, что я посмотрела, хочу остановиться на одном моменте. Хорошо известны три фильма, снятые по рассказу Агаты Кристи. 1957-го, 1982-го и 2016-го годов. Но в фильмографии по произведениям Кристи я нашла еще одно упоминание. Фильм "Свидетель обвинения", снятый в 1949 году английским режиссером Джон Глин-Джонсом. Но на этом вся информация и заканчивается. Я больше ничего не нашла о фильме. Ни самого фильма, ни даже кадров из этого фильма. Но самое интересное, что в фильмографии режиссера этот фильм тоже не упоминается. Так что вопрос остался открытым: а был ли фильм вообще?
Но три фильма я посмотрела. Надо сказать, с удовольствием.
Все три фильма объединяет один сюжет. Кратко его можно описать так:
Молодого человека обвиняют в убийстве богатой дамы. Он категорически отрицает свою вину. Но все улики указывают на него. Единственным свидетелем, что может представить ему алиби, является его жена. Но что есть слова любящей жены для суда?
"Свидетель обвинения" 1957 года снял известный американский режиссер Билли Уайлдер (Billy Wilder). Билли Уайлдер - один из крупнейших мастеров в истории звукового американского кино. В основном он специализировался на комедиях. Стоит упомянуть хотя бы одну из лучших его комедий «В джазе только девушки», и сразу все станет ясно.
Но ни одними комедиями он прославился. "Свидетель обвинения", конечно, никакая не комедия в чистом виде. Но все равно, в ней много тонкого юмора, много иронии.
"Свидетель обвинения" - определенно "жемчужина" американского черно-белого кино. Недаром у фильма шесть номинаций на премию «Оскар», в том числе как лучшему фильму года. Правда, ни одного "Оскара" он так и не получил. Но все равно, фильм получил очень положительные отзывы. В обзоре TV Guide, фильму дали четыре с половиной звезды из пяти.
Главную роль в фильме исполняет Чарльз Лоутон. В фильме он преуспевающий адвокат сэр Уилфрид Робартс, недавно перенесший тяжелый сердечный приступ. Этакий толстячок, взявшийся за защиту обвиняемого в убийстве.
Но внешность обманчива. Лоутон сыграл роль опытного, проницательного адвоката.
Роль Леонарда Воула, обвиняемого, исполнил американский актёр Тайрон Пауэр.
Это последняя роль актера в кино. Вскоре после съемок Тайрон Пауэр скончался от сердечного приступа в возрасте 44 лет.
А роль его жены Кристины сыграла неподражаемая Марлен Дитрих.
Во время съемок фильма Марлен Дитрих 56 лет. Но как она выглядит! Потрясающая женщина! Не мной это сказано. И режиссер фильма, несомненно, это знал. Недаром в фильме есть прекрасная сцена знакомства Леонарда и Кристины в в немецком ночном клубе. Кристина работала там певицей. В тот день она была одета в брючный костюм. Один из подвыпивших гостей, открыто высказывая своё желание видеть её ноги, сдёрнул одну из штанин, обнажив перед зрителями одну из известных ног Марлен Дитрих. А ногами Марлен Дитрих славилась.
Кстати, в этой сцена занято 145 человек массовки и 38 каскадеров. Все это обошлось в 90 000 долларов.
Еще об одной исполнительнице женской роли хочется сказать. Это роль невыносимой «сиделки» адвоката сэра Уилфрида. Ее роль исполнила Эльза Ланчестер.
Британская актриса, сыгравшая сиделку, на самом деле жена Чарльза Лоутона.
В фильме она великолепна. Номинировалась на "Оскар" за "Лучшую женскую роль второго плана". И получила премию «Золотой глобус» в этой же номинации.
Интересно окончание фильма, неожиданно и непредсказуемо. В финале режиссер отошел от оригинального текста рассказа Агаты Кристи. Во время финальных титров голос за кадром произносит: «Управление этого театра предполагает, что для желаемого эффекта у ваших друзей, кто ещё не видел картину, вы не будете разглашать секрет окончания фильма „Свидетель обвинения“».
Я и не разглашаю. Чтобы не испортить впечатление от фильма у тех, кто его захочет посмотреть.
После выхода кинокартины Агата Кристи сказала, что это единственный фильм, снятый по ее книге, который ей действительно понравился. А кто может быть лучшим критиком, как не автор?
В 1982 году британский режиссер Алан Гибсон снял римейк фильма 1957 года "Свидетель обвинения".
За незначительными деталями фильм в точности повторяет оригинальный фильм. Конечно, другое время, другие технические возможности, другие актеры.
Но для меня отсутствие этих незначительных деталей и подпортило впечатление от фильма. Первый фильм, хотя и черно-белый, хотя и немного наивный, давал более строгую и логическую картину происходящего.
В фильме 1982 года упущены некоторые моменты, которые могут ввести в недоумение зрителя, незнакомого с предыдущей версией или рассказом Кристи.
Роль сэра Уилфрида Робартса исполняет британский актер Ральф Ричардсон.
Актер, несомненно, знаменитый и признанный. Но нет в нем того добродушного очарования, что сумел показать на экране Чарльз Лоутон. И одни и те же шутки воспринимаются совсем по другому.
Бо Бриджес в роли Леонарда Воула неестественнен и наигран.
Этакий "тюфяк", которого совсем и не жалко.
Дайана Ригг в роли Кристины несомненно лучше. Но рискованное это дело показываться на экране в роли, которую до тебя сыграла великая Марлен Дитрих. И в этом даже не ее вина.
"Свидетель обвинения" 1982 года подтвердил мое мнение: римейк даже самого успешного фильма в большинстве своем не может быть лучше оригинала. Даже если его сняли соотечественники автора рассказа.
А вот создатели "Свидетель обвинения" 2016 года (мини-сериала из двух серий) пошли другим путем. И не прогадали. Режиссер Джулиан Джаррольд, снявший в 2006 году знаменитый фильм "Джейн Остин" с Энн Хэтэуэй и Джеймсом МакЭвоем в главных ролях, создал замечательный фильм. Чувственный, красивый, эмоциональный.
Если действия двух предыдущих фильмов происходит в середине 50-годов, то этот фильм переносит зрителей в 20-е годы. Не так давно закончилась Первая мировая война. Жители Британских острово не забыли всех ужасов, связанных с ней. Еще свежи раны, еще не оплаканы погибшие, еще не восстановлена полностью мирная жизнь. Именно на фоне этого непростого времени и разворачиваются события фильма.
Главным героем здесь выступает не адвокат, а поверненный Мэтью Майерс в исполнении Тоби Джонса.
Больной, проживающий в убогих трущобах со стареющей женой, поверененный берется помочь предполагаемому убийце спастись от смертной казни.
Леонард Воул - не такой наивный, обманутый молодой человек, как в предыдущих фильмах. Он циничен, нахален, знает, чего хочет в жизни. Красавчик Билли Хоул отлично справился с ролью.
Роль его жены исполнила рыжеволосая красавица Андреа Райзборо.
Сама нежность, сама утонченность, неземная красота. В начале фильма я даже волновалась, как она справиться со своей сложной ролью. Справилась. Отлично справилась.
Фильм 2016 года - глубокий фильм, затрагивающий многие вопросы, выходящий далеко за рамки рассказа Агаты Кристи.
Более проработан сюжет, более проработаны герои. Даже второстепенные.
Отлично сыграла роль убитой вдовушки Ким Кэтролл.
Нимфоманка, развратница, уверовавшая в то, что ей позволено все.
А Моника Долан в роли служанки предыдущей героини выше всех похвал.
Женщина, отдавшее все во имя служения.
Красивый фильм, красивая музыка, красивые актеры. И страшная правда послевоенного Лондона. Все это вместе создает отличный фильм.
Вот такие три разные фильма по одному небольшому рассказу Агаты Кристи.
М последняя новость - в 2019 году планируется еще один фильм по рассказу "Свидетель обвинения". Его планирует снять "звезда Голливуда" Бен Аффлек, с собой, любимым, в главной роли. Пока других анонсов не нашла. Так что будем ждать.