В России снова подумывают о введении пятилетней системы образования. Почему мы отказываемся от «европейской системы», и за чей счет, собственно, банкет?
😼 Оригинальное заявление сделал ректор МГУ Виктор Садовничний на конгрессе «Инновационная практика: наука плюс бизнес» (почитать об этом можно, например, здесь). По его словам, переход на четырехлетнее образование было ошибкой времени, которую необходимо исправить.
😼 Как водится в нашем государстве, если где-то прозвучало, значит, скоро тому и быть. Ведь сказал это не кто-то, а руководитель ведущего вуза нашей страны. И информация совсем скоро дойдет, наверное, до министра образования, до премьер-министра, а дальше... страшно даже подумать :)
😼 Для тех читателей, кто не понимает, в чем, собственно, дело, попытаюсь пояснить в двух словах: т.н. «болонская система» в России введена с 2007 года (спустя десять лет после введения такого вида образования в мире), и означает по сути следующее: при первичном обучении даются основные знания за четыре года (и студент уходит со статусом «бакалавр»), но после этого можно продолжить обучение, и получить специальные знания (и стать «магистрантом»). Аспирантуру, кандидатские диссертации и последующие исследования это не отменяет.
😼 По сути, вместо статуса «специалист», которое давалось всем студентам, кто выпустился до 2007 года, которое можно было получить за 5 лет, теперь появилась возможность как бы «разбить» обучение на две части, но стать полноценным специалистом (в данном случае, магистрантом) теперь возможно только через 6 лет обучения. На самом деле, если сравнивать нынешних выпускников с теми, кто еще не был знаком с системой пятилетки, можно приблизительно сказать, что бакалавр – это недо-, а магистрант – переспециалист. Но это если очень условно.
😼 Чтобы понимать всю суть перехода на болонскую систему (которую, возможно, отменят уже в ближайшее время, неожиданно поняв ее неэффективность), надо примерно представить себе, что во всех вузах страны, в течение, скажем 2-3 лет перехода, весь профессорско-преподавательский состав занимался тем, что сокращал, или расширял собственную программу учебных курсов. Ведь теперь общую программу необходимо стало читать в течение четырех лет, и напротив, весь специальный курс переводить в два года.
😼 Надо ли говорить, что для перехода на болонскую систему образования, было затрачено огромное количество человекочасов, и, разумеется, бюджета Российской Федерации: сами учебные программы себя, конечно, не переделают. Традиционно, весь этот переход подавался под соусом «уж теперь-то будем как Европе/Америке», «а вот советская система образования устарела». Понятно, что заложниками ситуации были и остаются простые преподаватели, которым пришлось «перелопачивать» горы материала, и изменять весь учебный процесс.
😼 Предполагаемая отмена системы подразумевает обратное «перелопачивание» всего материала. За новые бюджетные средства (которые, понятно, платятся из наших налогов). Тут не вопрос даже в том, что это действительно может быть необходимо, а в сущности характера принятия решений: мы тут посовещались и решили, что десять лет шли в неправильном направлении, надо исправить! Был вчера мост – а теперь уберем его. Здесь стояли дома – а теперь пройдет дорога! Мы думали, на стадион нужен 1 миллиард, а оказалось, нужно еще 42 миллиарда.
Надеюсь, ситуация с российским образованием разрешится, и чиновники (если вопрос о новом переходе к «пятилетке» все же встанет) примут правильные решения, удобные для всех, включая и жителей страны!
Читайте меня в Telegram.