В Ереване с официальным визитом побывал глава внешнеполитического ведомства РФ Сергей Лавров, принявший участие в ряде мероприятий, связанных с 20-летием подписания «большого» Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между Республикой Армения и Российской Федерацией, а также 25-летием установления дипломатических отношений между двумя странами.
Напомним, что менее чем за неделю до визита российского министра в Москве открылись дни культуры РА в РФ. На их открытии присутствовал президент Серж Саргсян, который провёл 15 ноября рабочую встречу с Владимиром Путиным.
Во время своей встречи с президентом С. Саргсяном уже в Ереване глава МИД РФ отметил, что, действительно, нет ни одной сферы человеческой деятельности, где бы Россия и Армения не имели не формальный, а реальный механизм практического взаимодействия. Только за последние несколько месяцев Армению посетили председатель российского правительства, министры промышленности, образования, здравоохранения. Российско-армянский межрегиональный форум, международный форум евразийского партнерства, молодежный форум, очередное заседание межпарламентской комиссии свидетельствуют об активизации двусторонних контактов.
В своем выступлении на совместной пресс-конференции в Ереване С. Лавров особо подчеркнул, что Армения – в числе ключевых партнеров России на пространстве СНГ. Представители кавказской страны на данном этапе возглавляют Коллегию Евразийской экономической комиссии и Секретариат ОДКБ.
С. Лавров констатировал, что у Москвы и Еревана практически совпадают позиции по всем актуальным вопросам повестки дня международных организаций, включая ООН, ОБСЕ, СЕ, ОЧЭС. Также обсуждались отношения каждой из стран с Евросоюзом (накануне саммита «Восточного партнерства» в Брюсселе, где Армения должна подписать соглашения СЕРА о всеобъемлющем сотрудничестве с ЕС), Североатлантическим альянсом в ситуации, когда члены этих структур поражены вирусом патологической русофобии.
Несколько в тени иных вопросов осталось рассмотрение хода выполнения межправительственного соглашения об оказании Россией технического и финансового содействия Армении в адаптации к условиям ЕАЭС. Предметом соглашения является развитие взаимодействия в сферах таможенного администрирования, санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер, статистики внешней и взаимной торговли, промышленности, построения общего информационного пространства и создание интегрированной информационной системы.
В частности, в сфере таможенного администрирования российская сторона, как указано в соглашении, взяла на себя обязательства по приобретению 141 единицы автотранспортных средств для нужд государственных органов Армении, осуществляющих таможенный контроль. На эти цели Федеральной таможенной службе РФ было выделено до 130 млн. рублей. Ранее активное участие в модернизации пограничной инфраструктуры (в частности, на границе с Грузией) принимали европейские партнёры Еревана.
В сфере санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер Москва оказывает содействие в модернизации и обустройстве лабораторной базы для обеспечения контроля. Кроме того, речь шла об обустройстве и материально-техническом оснащении оборудованием и средствами, необходимыми для организации санитарно-карантинного, ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля, зданий, помещений и сооружений семи медико-санитарных контрольно-пропускных пунктов – международного аэропорта Звартноц, аэропорта Ширак, сухопутных контрольно-пропускных пунктов «Баграташен», «Бавра», «Гогаван-Привольное» и «Мегри», железнодорожного контрольно-пропускного пункта «Айрум-Джилиза», а также ветеринарно-санитарных контрольно-пограничных пунктов «Баграташен», «Бавра», «Гогаван».
Россия также взяла на себя обязательство провести ряд мероприятий по проведению обучения и повышения квалификации представителей Армении. В частности, в течение двух последних лет Роспотребнадзором было проведено шесть семинаров, в которых в общей сложности приняло участие свыше 140 специалистов. Они прошли обучение по карантинному контролю на пунктах пропуска в рамках санитарной охраны территории ЕАЭС, в том числе вводное обучение на высокоточном оборудовании по проведению калибровки и тестированию нового оборудования. В 2015 году семинар с участием 30 специалистов из Армении, осуществляющих ветеринарный и карантинный фитосанитарный контроль, проводился Россельхознадзором.
Министерство финансов России на проведение работ, поставку оборудования и оказание услуг, а также реализацию иных упомянутых в соглашении мероприятий выделило соответствующим федеральным органам исполнительной власти до 27,9 млн. долларов США. Ещё 14,1 млн. долларов было перечислено на счет Минфина Армении на проведение работ по созданию, внедрению и адаптации инфраструктуры информационных систем страны к требованиям технических регламентов и права ЕАЭС, а также по оборудованию мониторингового центра и залов видеоконференций, установке системы централизованного контроля электронных весов.
Это дало позитивные плоды. Несмотря на не решённые окончательно проблемы на КПП «Верхний Ларс», в работе армянских грузоперевозчиков произошли позитивные перемены. В частности, у известной сельскохозяйственной компании Spayka экспорт фруктов и овощей вырос за три года втрое – с 30 до 90 тыс. тонн. Сейчас каждый день она отправляет в Россию до десяти машин вместимостью 20 тонн каждая. Российский рынок стал доступен среднему и мелкому армянскому фермеру, как результат – в 40-50 раз вырос объем экспорта, открываются новые теплицы, а вместе с ними – и рабочие места.
Планы сторон по наращиванию многостороннего сотрудничества в полной мере можно отнести и к военно-технической сфере. 16 ноября армянское правительство одобрило соглашение о российском оборонном кредите на 100 млн. долларов. Согласно документу, подписанному 24 октября, Москва предоставит государственный экспортный кредит для финансирования поставок продукции военного назначения российского производства под 3% годовых и сроком погашения 15 лет.
Традиционным элементом повестки дня российско-армянских (и российско-азербайджанских) переговоров является урегулирование нагорно-карабахского конфликта. После женевской встречи президентов Армении и Азербайджана усилия международных посредников из Минской группы ОБСЕ заметно активизировались. Говоря на эту тему, С. Лавров вновь подчеркнул, что Россия, наряду с США и Францией, будет продолжать оказывать содействие в создании условий, позволяющих урегулировать этот застарелый вопрос. Видимо, в ответ на некоторые завышенные ожидания, министр напомнил, что «проблема трудная, и весь опыт наших переговоров говорит о том, что они, к сожалению, быстро не завершатся».
Наблюдатели неизменно подчёркивают, что в отличие от того же Донбасса вопрос компромиссного урегулирования нагорно-карабахского конфликта обходится без резких разногласий между Москвой и её западными партнёрами. На разных уровнях представители «тройки» международных посредников направляют отрезвляющие сигналы тем политическим кругам конфликтующих сторон, которые желали бы использовать противостояние между крупными игроками для провоцирования военной эскалации вплоть до полномасштабной войны.
Ход визита С. Лаврова в Ереван опроверг многие «прогнозы», превалировавшие в так называемой независимой прессе Армении. В частности, сторонники выхода страны из ЕАЭС не унимаются, утверждая, что российский министр якобы прибыл с тем, чтобы заставить Ереван не подписывать соглашение о расширенном и всеобъемлющем сотрудничестве с Европейским союзом. Распространяются и другие слухи, абсурдные и полностью оторванные от реальности. Однако по итогам визита можно смело утверждать, что скептики и противники армяно-российского военно-политического и торгово-экономического сотрудничества в очередной раз просчитались.