Всю последнюю неделю СМИ тиражировали новости из Луганска, где проходило политическое «шоу». Министр внутренних дел Игорь Корнет переборол «плохих парней» из окружения главы ЛНР Игоря Плотницкого, которые тихой сапой пытались вернуть народную республику под юрисдикцию Украины. При этом во многих неукраинских СМИ создается картина, что до последнего времени Плотницкий не догадывался о хитром «проукровском» окружении, министр МВД ЛНР был настолько тактично бездеятельным, что не мог ничего сделать, а все остальные чиновники и журналисты в Луганске и около него делали вид, что оно так и должно быть, ибо – война, а других глав ЛНР «у нас нет».
В конечном итоге «плохие парни» были обезврежены, планы укров по занятию Луганска Третьим полком ГУР Минобороны Украины сорваны с помощью силовиков из Донецка, а Плотницкий досрочно прекратил свои полномочия, как объявлено, «по состоянию здоровья». В Луганск он вернется в качестве уполномоченного от республики по исполнению Минских соглашений. Управление республикой до следующих выборов взял на себя Леонид Пасечник – бывший глава МГБ ЛНР.
А если говорить без всякой иронии, то бурная неделя в Луганске поставила вопрос ребром: доколе будут замалчиваться очевидные ляпы и провалы в деле государственного строительства республик Донбасса?
Во-первых, более невозможно считать нормальной ситуацию с нахождением у власти «компромиссных» фигур, которые действуют иногда в пользу сразу нескольких сторон, угождая не только разным группам луганских и донецких элит, но и Киеву и украинским олигархам. Лояльные к республикам граждане всегда в один голос утверждали: главное, что Донбасс находится не в украинском дурдоме, да и в условиях военного положения выбирать особо не приходится, поэтому призвали тех руководителей, которые уже «проверены временем». Но, видно, время безболезненных «одобрямсов» прошло. Луганск чуть не «слился» обратно в «нэньку».
Из «во-первых» вытекает «во-вторых», его можно сформулировать для жителей Донбасса в двух словах: чего строим? За что конкретно боремся несколько лет, за какой послевоенный порядок? Понятно, что за неукраинский и пророссийский, но в чем он конкретно будет выражаться? Какая социально-экономическая формация предполагается, какой тип управления, с какой степенью прозрачности власти и вовлеченности населения? Какие социальные лифты будут и будут ли вообще? Какой тип экономики: ведь не может она быть бесконечно «реципиентно-гуманитарной»?
Судя по тем объяснениям, которые можно услышать в республиках, дело обстоит так: поскольку Новороссия не ушла из состава Украины целиком и даже откололась не в виде бывшего Донецко-Приднепровского экономического района времен СССР, то углепром и металлургия Луганска и Донецка неинтересны сами по себе без харьковских и днепропетровских машиностроительных заводов. То есть донбасский уголь и металл будет некуда девать и продавать. Рвать связи, наработанные укроолигархами за годы состояния Донбасса на Украине, сегодня тоже не рекомендуется, ибо предприятия вообще встанут.
При этом тонко намекается, что отвоевывать, скажем, металлургический Мариуполь в пользу ДНР тоже никто не будет. Об этом бывший лидер ДНР Александр Бородай заявлял еще в апреле 2015 года «Московскому комсомольцу» «По словам Бородая, – писал «МК», – ополченцы не взяли Мариуполь, потому что в таком случае Ахметов не мог бы вывозить свою продукцию в Европу. "Как он может вытаскивать свою продукцию с террористической территории Донецкой республики в Италию? Ну естественно – никак. Он не может ее оттуда вывозить. Соответственно, он должен возить с украинской территории, а единственный доступным ему портом (является) Мариуполь", – сказал он и добавил, что одесский порт контролируется Коломойским, "и он туда Ахметова не пустит никогда… Давайте представим, что мы национализировали предприятия господина Ахметова. Вот национализировали, все стало народное наше добро. И че мы с ними делать будем? Везем продукцию в Италию и продаем?! Кому?"… – добавил он».
Получается, что еще в 2015 году был озвучен курс на сохранение влияния укроолигархов на экономику республик. Ради этого делегированные управленцы типа Бородая готовы были игнорировать волю жителей бывшей Донецкой области, проголосовавших на референдуме 11 мая 2014 года за независимость ДНР от Украины, но оставшихся на территориях, оккупированных киевской хунтой. И поэтому сложные вопросы – куда должны быть сориентированы предприятия Донбасса, можно ли говорить о диверсификации, нужно ли требовать реструктуризации или же необходима конверсия большинства промышленных предприятий – местные СМИ обходят стороной, не сообщая ничего существенного о переориентации экономик ДНР и ЛНР. Однако, как показали последние события в Луганске, об экономике пока говорить и не приходится, раз уж местную власть так знатно лихорадит от потрясений и перестановок.
В-третьих. Начало противостояния Плотницкого и Корнета удачно совпало с заявлениями и.о. главы МИД ЛНР Владимира Дейнего о необходимости возвращения Луганска в состав Украины. Дейнего считает, что это самый верный путь, иначе «мировое сообщество» не поймет и воспротивится независимости республики. Поэтому, мол, возвращаться надо пусть даже в виде ОРДЛО – «отдельных районов Донецкой и Луганской области», то есть отказавшись от названия Луганской народной республики в пользу уничижительного обобщающего названия, придуманного украинскими политтехнологами для ДНР и ЛНР. 8 и 10 ноября В. Дейнего произнес эти скандальные, а по сути – коллаборационистские речи в эфире ГТРК ЛНР, и там же к 10 ноября разворачивается кампания, возглавляемая Плотницким, по выживанию Игоря Корнета из дома, якобы самовольно занятого министром внутренних дел.
Теперь расклад изменился в пользу Корнета, Плотницкий добровольно ушел в отставку, и вроде как порядок в ЛНР кто-то стал наводить. Но 25 ноября стало известно, что и.о. главы ЛНР Л. Пасечник поручил В. Дейнего… «представлять интересы нашей республики на Минских переговорах с целью урегулирования конфликта на Донбассе мирным путем и недопущения кровопролития на наших территориях»! Значит, Дейнего и дальше будет продвигать тему возврата ЛНР на Украину? А тогда какие же заговорщики были вычищены представителями МВД из правительства республики?
В-четвертых. До сих пор непонятно, для чего ЛНР выделена в отдельную республику, если там существуют такие сложности в управлении, и кризисные ситуации приходится решать с помощью военной поддержки ДНР. С одной стороны, вроде как жители бывшей украинской Луганской области проголосовали за независимость на референдуме 11 мая 2014 года, но с другой стороны, Минские соглашения игнорируют основной смысл данного референдума, закрепляя за Украиной право на данные территории. Если уж прямая демократия не котируется в международных переговорах, и Россия берет на себя ответственность за кризисное управление, то, может, тогда легче и разумнее управлять единым Донбассом, не распыляя силы и средства на две республиканские администрации и получая более высокий КПД управления из единого центра?
В подтверждение этой точки зрения можно привести слова директора Центра общественного и информационного сотрудничества «Европа» Эдуарда Попова, который различия между ДНР и ЛНР зафиксировал довольно верно: «Я три дня назад вернулся из поездки в ДНР, где провел несколько дней. И ото всех, с кем довелось говорить, слышал примерно следующее: "У нас, конечно, не сахар, но не как в ЛНР»..." ДНР, несмотря на то, что намного больше луганской соседки по территории и народонаселению, управляется намного более эффективней. И люди там при всем ворохе проблем и при бедности большинства населения чувствуют себя более уверенно. Если почитать об акциях и декларациях луганского официоза, то складывается совершенно оторванное от реальности представление. Пыль в глаза умеют пускать и в ДНР, но в ЛНР нет и тени тех успехов, что в Донетчине. Поэтому формализм выглядит особенно выпукло».
Кстати, не исключено, что именно для сокрытия от посторонних глаз увеличивающейся разницы между республиками и были усилены правила пропуска на границе между ДНР и ЛНР.
Причем идеи об объединении республик Донбасса звучат от трезвых голов даже из Киева: «Вообще идея объединения ДНР с ЛНР возникла еще до первых Минских соглашений, но не реализовывалась из-за противоречий луганской и донецкой элит. Теперь столпы этих элит больше не влияют на ситуацию. Объединение было бы удобнее для управления территориями, создания централизованной системы контроля за безопасностью, поэтому в этом, в принципе, могли бы быть заинтересованы и в Москве», – считает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
Вывод напрашивается такой. Не время сейчас Москве игнорировать дворцовые перевороты в ЛНР и ДНР. Как не время и потакать проукраинским коллаборационистам и лоббистам местных экс-олигархов. Точно также нужно переосмыслить суть и смысл Минских соглашений. В Донбассе существует точка зрения, что последние были рассчитаны на недоговороспособность Украины и предполагают скорее заморозку конфликта, нежели поступательное выполнение всех прописанных в соглашении пунктов. Иначе выполнение соглашений ставит крест на республиках – Киев никогда не согласится на сосуществование в одном государстве с пророссийскими регионами.
К тому же недоговороспособность Украина демонстрирует чуть ли не каждый день, захватывая села в так называемой «серой зоне» и регулярно устраивая обстрелы городов Донбасса. При этом хунта продолжает готовиться к войне с Россией, о чем прямо заявляет в СМИ. Например, начальник украинского Генштаба Виктор Муженко заявил на днях, что в ходе проведения в жизнь закона о «деоккупации» Донбасса (естественно, для Муженко и хунты оккупантом ДНР и ЛНР является Россия), предполагается «переформатирование сил и средств, которые принимают участие в АТО, с учетом ввода миротворцев».
С украинской хунты станется – обеспечить развертывание полноценной войны с Россией! Поэтому пришло время перед лицом надвигающейся опасности привести в чувство расслабившихся управленцев в республиках Донбасса и навести там порядок.