Найти тему
Валерий Грачиков

История из войны в Заполярье. Героизм и предательство

29 марта 1943 года пять бомбардировщиков Пе-2 атаковали немецкий конвой в районе острова Варде. Конвой прикрывали тяжелые истребители Bf-110, сбившие два наших бомбардировщика. Ну как сбили.. Один был поврежден и прежде, чем сел на вынужденную, по пути умудрился еще и немецкий бомбардировщик Ju-88, который нередко тоже как тяжелый истребитель использовали, завалить.

После посадки оказалось, что бортстрелок младший сержант Игорь Матвеев получил тяжелое ранение. Его оставили в самолете с запасом еды, шоколадом и оружием. Впрочем, стрелку это не помогло и от ран он умер.

Пилот, младший лейтенант Алексей Часовников, и штурман, лейтенант Николай Тетерин, решили добраться до своих. Так как посадка была выполнена за линией фронта, они пошли на юг, в сторону позиций советских войск на реке Западная Лица.

Правда, шансов был самый мизер, так как летчику и штурману предстояла прогулка в 300 километров по зимней тундре. Впрочем, им удалось пройти не менее 80 км, так как их, к примеру, пускали переночевать местных жители вроде Элен Пэрссон. Для зимы в Заполярье это было уже само по себе выдающимся достижением.

Но не все местные жители помогали русским, некоторые наоборот очень даже помогали немцам. В результате через 6 дней около норвежского поселка Нессебю пилотов догнал немецкий отряд. Завязалась перестрелка, в которой Николай Тетерин был убит, а Алексей Часовников попал в плен.

В плену Часовников не стал проявлять стойкость, не убегал от немцев и не боролся с ними. Он в итоге вовсе даже наоборот стал предателем и перешел к ним на службу. Более того, ему доверили управление самолетами и он занимался их перегоном с завода на фронт. Так он и погиб. 3 сентября 1944 года разбился в авиакатастрофе на самолете Bf 109 G-14, неподалеку от озера Арбер в Южной Германии.

А севший на вынужденную посадку Пе-2 так и лежал в тундре. Его нашли немцы, забрали рацию и авиационное вооружение, а также похоронили стрелка. А самолет оставался на том же месте до конца 1989 года, пока его не разобрали и не перевезли для реставрации в норвежский авиационный музей.