Найти тему
Soyuz.ru

Концерты голограмм: на что это похоже?

Майкл Джексон
Майкл Джексон

Посмотрите, как создаются и как выглядят концерты с участием голограмм музыкантов!

Недавно стало известно, что голограмма покойного лидера группы «Король и Шут» Михаила Горшенёва появится на концертах, посвященных 30-летнию группы, а на днях было анонсировано первое российское выступление пионеров голографических перфомансов — группы Gorillaz. Soyuz.ru вспоминает, как с «живыми» концертами до сих пор справлялись голограммы почивших, живых и выдуманных музыкантов и предлагает посмотреть их «выступления».

-2

Как делают голограммы

Голограммы лишь выглядят объемными со стороны. На самом деле это плоское изображение проработанных 3D-моделей. Обычно видео проецируется сверху на зеркало, расположенное в нижней части сцены. С зеркала отражение попадает на прозрачный экран-пленку, растянутый вдоль сцены под углом 45 градусов. Изображение с этого экрана мы и видим на записях.

Сам материал предварительно подготавливают графические дизайнеры. Живые артисты могут записать свое выступление в оборудованных студиях на фоне зеленого экрана. Полностью нарисованные нереалистичные модели, такие как Gorillaz или японские вокалоиды (подробности — ниже) создаются аниматорами на компьютерах. Когда приходится “оживлять” почивших звезд техники комбинируются.

Как правило актера, имитирующего характерную хореографию (например Тупака или Джексона), обвешивают датчиками и записывают его движения, на их основе создавая трехмерную модель (эта технология называется motion capture). Уже поверх этой модели художники наносят изображение знаменитостей, списанные с сохранившихся прижизненных фото и видео. Похожая технология широко используется при создании современных анимационных фильмов, видеоигр и в художественном кино, когда определенного актера нужно состарить или, например, превратить в шимпанзе.

-3

Gorillaz и Madonna

Кто как не Gorillaz должны были стать первопроходцами голографических перфомансов? Изначально созданная как графический музыкальный проект, группа могла появиться на сцене в полном составе только в таком виде. Уникальное выступление состоялось на премии «Грэмми» 2006 года. Компанию рисованным музыкантам составила вполне реальная Мадонна. Правда первая часть выступления певицы тоже оказалась голограммой. Заранее отснятый номер был лихо вмонтирован между цифровыми героями. Тем эффектнее выглядело ее полноценное появление во второй части номера. В сравнении с проекциями поп-дива и ее танцевальная бригада выглядят сгустками живой энергии.

-4

Black Eyed Peas

Еще одно комбинированное выступление пятью годами позже устроили Black Eyed Peas, известные своими замысловатыми лазерными шоу. На премии NRJ между настоящими участниками Will.I.Am и Apl.De.Ap отплясывали проекции Ферги (Fergie) и Taboo. Для непосвященных зрителей трюк раскрылся только в конце выступления, когда артисты эффектно рассыпались на пиксели прямо на сцене.

-5

Tokio Hotel

Музыканты из немецкой поп-рок-команды Tokio Hotel стали первыми, кто отправился в полноценный голографический тур. Выступление проецировалось одновременно в семи городах в рамках рекламной кампании магазина электроники Media Markt. Намеренно или нет, создатели Tokio Hotel развили тезис о том, что группа является искусственно созданным проектом, в котором больше расчета, чем творчества. Как бы то ни было, спецэффекты с исчезновениями и светомузыкой только дополнили футуристические образы поп-звезд.

-6

2Pac

Голографическое «воскрешение» мертвых знаменитостей было предсказано сразу, как только появились сложные кинематографические 3D-эффекты. Первой проекцией с того света стал Тупак Шакур, выступивший на фестивале Coachella в 2012. По понятным причинам, в отличие от Ферги, Мадонны и Tokio Hotel, Тупак не успел записать свой перфоманс на специальные камеры. Секреты создания не разглашалась, но профессионалы со стороны предположили, что тело артиста было смоделировано с помощью технологии motion capture, о которой мы говорили выше. Актер, обвешанный специальными датчиками, эмитировал сценическую хореографию артиста, а на полученную модель сверху наложили торс Шакура, срисованный с фото и видео.

Прецедент широко освещался в СМИ, но с чисто технической точки зрения нельзя сказать, что специалистам по спецэффектам удалось покинуть «зловещую долину». Рядом с живым Снупп Доггом голографический Тупак выглядит неестественно блеклым, если не сказать «призрачным», движения его слишком плавные и далеки от агрессивных рывков «оригинального» гангста-рэпера.

-7

Майкл Джексон

Вторым громким «возвращением с того света» стало выступление голограммы Майкла Джексона на церемонии Billboard в 2014 году. Теперь проекцию удалось сделать более яркой, а перфоманс дополнила предварительно отснятая и встроенная в проекцию подтанцовка. Как и в случае с Мадонной, это дало возможность голографическому Джексону расхаживать между подвижными фигурами, усиливая эффект и рассеивая внимание. Однако на крупных планах видна жутковатая мимика рисованного артиста, а в отдельных фрагментах можно заметить, как весь прозрачный экран, растянутый на сцене, содрогается от вполне осязаемых басов.

-8

Dio (Ронни Джеймс Дио)

Голограмма Дио — это тот случай, когда странный вайб анимационных моделей играет на руку всей затее. При жизни великий металлист обладал весьма специфической внешностью и напоминал магическое существо из сказок — нечто среднее между добрым гномом, злобным гоблином (в положительно-фактурном смысле). Теперь его голограмма выглядит по-настоящему магической. Вероятно, поэтому Дио стал первым артистом, который отправился в полноценное турне после своей смерти. Коллеги по группе и близкие музыканта утверждают, что Джейс одобрил бы затею, как настоящий адепт сценических экспериментов и поклонник диснеевской анимации.

-9

Фрэнк Синатра

По-настоящему призрачный перфоманс случился на юбилейной 50-й церемонии «Грэмми», когда на сцене появилась черно-белая голограмма Фрэнка Синатры. Как ни странно, монохромность и малоподвижность пошли только на пользу временно «воскрешенному» артисту. Синатра не был ни агрессивным рэпером, ни лихим танцором, потому и его голограмма вела себя крайне сдержанно: скромно потирала ладони и слегка ухмылялась, не вызывая никакого чувства дискомфорта у зрителей. Выглядело всё так, будто бы хорошо отреставрированная старая видеозапись проигрывалась на экране рядом с роялем Алиши Киз.

-10

Виктор Цой

Вскоре после «воскрешения» Тупака Шакура российские разработчики из компании Yota решили нанести ответный удар и попробовали оживить Виктора Цоя. Номер был показан в рамках выставки Future in Russia в Санкт-Петербурге и должен был продемонстрировать, что отечественные технологии не отстают от западных. Цифровой Цой получился странноватым. Манера артиста высоко задирать подбородок в исполнении голограммы выглядела так, будто у легенды русского рока защемило верхние позвонки.

-11

Хацунэ Мику

Хацунэ Мику — это не оживший персонаж аниме, как может показаться, и даже не аватар для реальной певицы, как можно подумать. Мику — вокалоид, один из вариантов одноименной программы Vocaloid от японской программы Yamaha. Vocaloid была создана специально для музыкантов, которые предпочитают использовать голос как инструмент для написания своей музыки, наряду с синтезаторами. Основой для вокалоидов являются засемпленные и собранные в цифровые банки голоса реальных людей, но композиторы-любители могут заставить эти голоса петь что угодно. Вариант, получивший название Хацунэ Мику, стал самым популярным в линейке и уже пополнился сотнями тысяч песен, созданными продюссерами со всего мира (существуют как японоязычные, так и англоязычные банки). Самые популярные из этих песен составляют концертную программу Мику. Виртуальная певица появляется на сцене в виде голограммы, а аккомпанируют ей совершенно реальные музыканты. Хацунэ Мику может не понравиться тем, кто не любит J-pop и тонкие заавтотюненные голоса, но нельзя не признать, что это настоящая артистка будущего — созданная коллективным разумом, не имеющая плоти, но окруженная огромной армией фанатов. Фанаты же, в кои-то веки, могут не только восхищаться творчеством звезды, но и принимать непосредственное участие в создании музыки.